Московское метро… Самый быстрый, безопасный и самый востребованный транспорт у москвичей. Подземкой ежедневно пользуется около 70% жителей столицы, и этот процент будет только расти. Москва сегодня занимает первое место в мире по интенсивности строительства метро и темпов работ не снижает.
В 2011 году в Москве была принята беспрецедентная по своим масштабам Программа развития метрополитена. За 12 лет построено 220 км линий, 109 новых станций метро и МЦК. Протяженность сети метро выросла в 1,5 раза. Подземка пришла в самые отдалённые районы столицы, появились новые пересадки, сформировались новые маршруты, позволяющие совершать поездки по городу минуя центр.
Ежедневно по 15 линиям метрополитена (включая Московское центральное кольцо (МЦК) и Московскую монорельсовую транспортную систему) пропускается более 12 тысяч поездов.
Средняя эксплуатационная скорость поездов Московского метрополитена (с учетом остановок) составляет около 41,61 км/ч. При этом обеспечивается высокая регулярность движения поездов с минимальным интервалом — 90 секунд.
Самым масштабным проектом отечественного метростроения последних лет стало строительство Большой кольцевой линии (БКЛ) — одиннадцатой по официальной нумерации (15-й по хронологии) линии московского метро.
1 марта 2023 года Президент Российской Федерации Владимир Путин и Мэр Москвы Сергей Собянин открыли полноценное движение поездов по всей Большой кольцевой линии Московского метрополитена.
Фото: Пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы
С открытием нового кольца транспортная сеть столицы равномерно охватила все районы города. И конечно, с запуском БКЛ пассажиры стали заметно экономить время в поездках. Например, раньше от станции «Каховская» до «Калужской» приходилось добираться 40 минут, через центр — теперь же, с появлением БКЛ, поездка займет всего 10 минут.
Немного истории
Наличие «колец» в московской подземке неудивительно, ведь радиально-кольцевая застройка Москвы исторически формировалась и на земле: Кремль, Белый город, Земляной город, Камер-Коллежский вал…
Правда, также существует интересная легенда о появлении Кольцевой линии метро… Якобы во время обсуждения будущего подземки И. В. Сталин случайно или преднамеренно поставил чашку с кофе на чертежи, которые инженеры положили ему на стол. Кружка оставила на бумаге коричневый след, посмотрев на который, Сталин сказал, чтобы линию так и проектировали. Некоторые утверждают, что именно поэтому на схеме метро она обозначена коричневым цветом.
Во время строительства в 1940-х годах Большим кольцом Московского метрополитена называлась современная Кольцевая линия, ведь тогда проектировалось «Малое кольцо», которое должно было пройти под бульварами (на станции «Курская» можно заметить надписи на стене: «Курская большого кольца 1945–1949»).
А в 1947 году существовали планы строительства полукольцевой линии метро на юге и востоке города с перспективой замыкания в кольцо. Линия должна была пройти на расстоянии двух-трёх станций от уже строившейся тогда Кольцевой. Однако уже в начале 1950-х от реализации этих проектов отказались.
Между тем идея метроколец не оставляла градостроителей. Первый участок будущей БКЛ «Каширская» — «Каховская» открыли ещё 11 августа 1969 года в составе Горьковско-Замоскворецкой линии. Для грядущего разделения линий станция «Каширская» была построена двухзальной с организацией пересадки по совмещённой схеме. При этом использовались только два пути из четырёх, а за станцией расположились съезды, по которым поезда следовали с пассажирами.
Строительство второго кольца подземки предусматривал и Генеральный план развития Москвы 1971 года. Тогда предполагалось связать все существующие и перспективные радиальные линии на расстоянии 4–6 перегонов от Кольцевой для создания удобных пересадочных связей вдали от центра города и снятия нагрузки с критически загруженных перегонов перед Кольцевой линией.
Новое кольцо должно было включить в себя Каховскую линию и северо-восточный участок Сокольнической ветки. Специалисты обсуждали различные проекты и варианты трассировки нового «пересадочного контура» — как в виде кольца, так и в виде хордовых линий.
Для удовлетворения транспортных потребностей жителей развивающегося советского мегаполиса в 1985 году появилась идея строительства четырёх хордовых линий для связи периферийных районов с центральной частью города: Митино-Бутовской, Солнцевско-Мытищинской, Химкинско-Люберецкой и Балашихинско-Бутовской.
Участки, образующиеся между пересечениями этих хорд, в совокупности стали называть Третьим пересадочным контуром (ТПК) (Первый пересадочный контур — в пределах Кольцевой линии, второй – сама Кольцевая линия).
Хордовая система состояла из новой кольцевой линии (ТПК), отстоящей на 1–3 станции от существующей, и 8 новых радиусов, начинающихся от неё. Кроме того, в местах пересечения с существующими линиями метро планировалось организовать пересадочные узлы: Химкинский, Мытищинский, Балашихинский, Люберецкий, Бирюлёвский, Ленинский, Очаковский, Митинский.
При проектировании того кольца выбирали такую схему эксплуатации, при которой осуществлялось бы как автономное, так и маршрутное, и кольцевое движение поездов — по трассе собственно контура (кольцевое движение) или в сочетании частично кольцевого движения с движением по любому из радиальных направлений, входящих в состав ТПК. Для этого проектом предусматривалось разветвлённое примыкание тоннелей радиальных участков к тоннелям кольцевого участка, позволяющее поездам с радиального направления продолжать кольцевое движение как по часовой, так и против часовой стрелки.
В феврале 1985 года Горьковско-Замоскворецкая линия была продлена по основному направлению до станции «Орехово» и в конце того же года — до станции «Красногвардейская». На линии началась эксплуатация с вилочным движением поездов до «Красногвардейской» и до «Каховской».
Однако такая схема сильно ограничивала частоту движения поездов на участке «Каширская» — «Красногвардейская», в результате чего в утренние часы пик вагоны переполнялись, а станции перегружались. Малейший сбой на одной из веток приводил к рассинхронизации движения и срыву графика (позже, в 1995 году, для решения этой проблемы пришлось соорудить оборотный тупик за станцией «Каширская»).
Всю систему хордовых линий планировалось достроить в полном объёме к 2010 году, однако распад Советского Союза сильно отодвинул реализацию столь грандиозных планов. Пришлось искать более дешёвые способы обеспечения метрополитеном периферийных районов.
Новое кольцо столицы
Задача Третьего пересадочного контура (ныне БКЛ) — заблаговременно «перехватить» пассажиров, которые для поездки с одного радиального направления метрополитена на другое пользуются Кольцевой линией или пересадочными узлами в центре Москвы — решилась только сегодня, с открытием Большой кольцевой линии.
Протяженность БКЛ в 3,5 раза больше, чем длина старой Кольцевой линии метро.
БКЛ прошла через 34 столичных района Москвы, где проживают 3,3 млн москвичей, примерно в 10 км от Кольцевой линии метро.
С БКЛ можно сделать пересадки на 20 станций 11 других линий метро; 3 пересадки на Московское центральное кольцо (МЦК); 6 пересадок на Московские центральные диаметры (МЦД); 11 пересадок на линии железной дороги. Пассажиров перевозят самые новые, технологичные поезда «Москва 2020». Все процессы в них максимально автоматизированы (например, если какая-то дверь вдруг осталась открытой, а машинист хочет начать движение, поезд просто не поедет).
БКЛ — самое длинное подземное метрокольцо в мире, его протяженность — 70 км (для сравнения: вторая кольцевая линия пекинского метро — 57 км).
Фото: Пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы
Чтобы запустить такие ультрасовременные поезда, на каждой станции нужно было оборудовать около 55 различных систем инженерного обеспечения. С запуском Большой кольцевой линии количество поездов в подземке выросло более чем вдвое. Только на БКЛ курсирует более 100 поездов!
Фото: Пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы
В общей сложности новое кольцо обслуживают свыше 6 тысяч человек.
Фото: Пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы
Как начиналась БКЛ
Выбор официального названия для новой линии был сделан самими москвичами — по итогам голосования на портале «Активный гражданин», в котором победил именно этот вариант: «Большая кольцевая линия».
Генеральным проектировщиком и генеральным подрядчиком строительства БКЛ выступила столичная инжиниринговая компания «Мосинжпроект».
2023 год для «Мосинжпроекта» юбилейный – компании исполняется 65 лет, и все эти годы ее история неразрывно связана с градостроительным развитием российской столицы.
При непосредственном участии «Мосинжпроекта» с 2011 года в столице построено и введено в эксплуатацию 70 новых станций, свыше 150 километров линий подземки, а также 11 электродепо, включая реконструированные. И эта работа продолжается: сегодня строятся участки продления Солнцевской и Люблинско-Дмитровской линий метро и создаются новые радиальные ветки: Троицкая, Бирюлёвская и Рублёво-Архангельская.
Для исключения случайных факторов при строительстве тоннелей БКЛ была внедрена система научного сопровождения подземного строительства. Научное консультирование оказывалось специалистами Тоннельной ассоциации России – общественной организации, объединяющей самых авторитетных профессионалов в области подземного строительства в России и входящей в структуру Международной тоннельной ассоциации.
Кроме того, специалистами «Мосинжпроекта» был создан центр интерактивного управления технологическими параметрами производства горнопроходческих работ, куда в режиме реального времени поступала вся информация о проходке тоннелей. Это позволило оперативно реагировать на любые отклонения и корректировать действия экипажей тоннелепроходческих комплексов.
Каждая станция Большого кольца имеет свой неповторимый облик. Так, на «ЦСКА» не оторвать взгляд от скульптур спортсменов, на станции «Нагатинский Затон» можно часами рассматривать гигантских рыб, выполненных в технике мозаичного панно. Станция «Савёловская», оформленная в стиле лофт, завоевала статус самой фотографируемой станции БКЛ. «Мичуринский проспект», на котором орнаменты на подвесных потолках символизируют дружбу между Россией и Китаем, и «Марьина Роща», чей дизайн ассоциативно отсылает к дворянскому чаепитию, были признаны москвичами самыми красивыми станциями кольца.
В состав БКЛ была, наконец, полностью включена и Каховская линия. И вместе с ней в метро вернулись уникальные панно, созданные скульптором Зоей Ветровой в 1969 году. Работы советского мастера были полностью отреставрированы с исторической достоверностью, и они снова украсили обновлённую станцию «Каширская».
При проектировании БКЛ использовались современные технологии. С помощью элементов информационного моделирования специалисты разработали прокладку трасс инженерных систем станций «Терехово» и «Кунцевская», выполнили расстановку оборудования, полностью увязав его между собой. Станции восточного участка БКЛ «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский Затон» и «Кленовый бульвар» строили с использованием 3D-моделей. Такой подход позволил избежать ошибок при проектировании и сократил сроки строительства станций на несколько месяцев.
Для безопасности пассажиров на всех станциях БКЛ смонтированы современные системы транспортной безопасности и системы видеонаблюдения с распознаванием лиц, системы автоматики и телемеханики движения поездов и связи. При этом все системы, обеспечивающие безопасность движения поездов, передаются и управляются из единого диспетчерского центра.
Вдоль всей протяженности перегонов протянуты волоконно-оптические тепловые пожарные извещатели, которые с точностью до метра могут определить очаг возгорания и передать информацию на пульт дежурного по станции.
Обслуживать Большую кольцевую линию будут сразу три электродепо: реконструированное «Замоскворецкое» и новые — «Нижегородское» и «Аминьевское» По сути, это огромные заводы, предназначенные для отстоя и ремонта поездов, где появится больше 10 тысяч новых рабочих мест.
Открытие станций:
26 февраля 2018 были открыты первые 5 станций: «Деловой центр», «Шелепиха», «Хорошёвская», «ЦСКА» и «Петровский парк».
30 декабря 2018 открыта станция «Савёловская».
27 марта 2020 года открыты: «Лефортово», «Авиамоторная», «Нижегородская».
31 декабря 2020 года открыта станция «Электрозаводская».
1 апреля 2021 года открыты: «Народное Ополчение» и «Мнёвники».
7 декабря 2021 года открылись сразу 10 станций: «Терехово», «Кунцевская», «Давыдково», «Аминьевская», «Мичуринский проспект», «Проспект Вернадского», «Новаторская», «Воронцовская», «Зюзино» и «Каховская».
1 марта 2023 года кольцо замкнулось, были открыты последние 9 станций БКЛ: «Марьина роща», «Рижская», «Сокольники», «Текстильщики», «Печатники», «Нагатинский затон», «Кленовый бульвар», «Каширская», «Варшавская».
Срок службы каждой станции — 100 и более лет!
Фото: Пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы
Рассказ о каждой из 31 станций БКЛ вы найдете в нашем разделе.
Все работы уже позади. И теперь время поездки пассажиров, к примеру, от станции «Рижская» до «Сокольников» сократилось в 5,5 раз — с 17 до 3 минут, а до «ЦСКА» — в 2,5 раза, с 30 до 12 минут. Более чем в два раза быстрее стал путь от «Сокольников» до «Петровского парка» (12 минут вместо 27) и от «Марьиной Рощи» до «Нижегородской» (18 минут вместо 40). Участки Кольцевой линии благодаря БКЛ разгрузились на 20 процентов, а радиальных линий — до 15 процентов.
С запуском Большого кольца изменилась и сеть наземного транспорта. Автобусы до станций БКЛ теперь ходят по новым, более удобным маршрутам. И если сложить эффект от оптимизации работы наземного транспорта с эффектом от запуска Большой кольцевой линии, то суммарная экономия времени в пути для горожан составит около 45 минут!
Фото: Пресс-служба Комплекса градостроительной политики
и строительства
города Москвы