Строительство
«Савёловская» – одна из станций первой очереди строительства БКЛ, но была введена в строй немного позже остальных из-за сложности строительных работ.
В июне 2008 года вышло постановление Правительства Москвы «О присвоении названий новым станциям метрополитена». Первый участок будущей Большой кольцевой линии (БКЛ) должен был состоять из семи станций. Одна из них – «Нижняя Масловка»: именно так называли нынешнюю «Савёловскую» во всех документах вплоть до 2018 года, потому что выходы со станции планировали расположить около одноимённой улицы.
Строительство станции началось в марте 2012 года и было завершено в 2018 году. Станция «Савёловская» имеет пилонную конструкцию и является трехсводчатой. Длина её островной платформы составляет 163 метра, а ширина – 19 метров. Эта станция является одной из самых глубоких и сложных в строительстве станций БКЛ.
Из-за плотной городской застройки и автомобильных развязок на поверхности станцию решили строить закрытым способом. Для этого проложили полноценные шахты, по которым необходимое оборудование спускали вниз.
Прокладка тоннелей осуществлялась горнопроходческим комплексом и была затруднена твёрдыми породами, такими как известняк и терракотовые глины. Скорость прокладки тоннелей составляла около 1 метра за день.
Архитектурное решение
Архитектурное решение станции БКЛ уникально. Оформление стилизовано под тоннель метрополитена, с использованием чугунного каркаса на стенах платформы и необлицованных тюбингов, которые напоминают о процессе строительства. Обычно тюбинги на платформах скрыты от глаз пассажиров мрамором. Такое решение придаёт «Савёловской» необычный вид, который может вызывать разные ассоциации. Одни считают станцию «музеем метро», другие связывают подобное оформление со стилем «лофт», для которого характерно использование «промышленных» элементов.
Проект «Савёловской», как и других станций первой очереди БКЛ, разработала группа архитекторов под руководством Николая Шумакова, который, кстати, выступил и одним из создателей пересадочной «Савёловской», построенной в 1988 году. Станция БКЛ и правда напоминает свою соседку формой пилонов и сводами. Отсылка к старой «Савёловской» также и в сером граните, которым покрыт пол. Ведь эта станция находится на серой линии столичной подземки. При этом станция «Савёловская» БКЛ на 10 метров ниже пересадочной станции Серпуховско-Тимирязевской линии.
Её пилоны украсили кремовым и тёмно-серым сибирским камнем. Название станции присутствует не только на путевых стенах, но и над пилонами со стороны центрального зала.
Особое внимание уделили освещению. Световые элементы на пилонах и светодиодная подсветка создают ощущение глубины пространства. В центре свода – светильник чечевичной формы. В переходе между эскалаторами и платформой размещена фотоэкспозиция, посвящённая хронике строительства.
«Савёловская» – крупный транспортно-пересадочный узел. На его территории пешеходный переход, перроны для посадки-высадки пассажиров, остановки наземного транспорта и парковки. Здесь пересадка на Серпуховско-Тимирязевскую линию, а также на одноимённую платформу Белорусско-Савёловского (МЦД-1 Одинцово-Лобня) железнодорожного диаметра, выход к Савёловскому вокзалу и крупному торговому комплексу.
В результате
Открытие станции «Савёловская» Большой кольцевой линии улучшило транспортное обеспечение почти 240 тыс. жителей районов: Бегового, Савёловского, Бутырского, Марьина Роща. Эта станция вошла в транспортный узел Савёловского вокзала – единственного в Москве, где ходят исключительно пригородные электрички. Сюда ежедневно прибывает не менее 35 тыс. пассажиров из городов и посёлков Московской области: Лобни, Дмитрова, Дубны, Савёлово, Можайска, Звенигорода.
На станции два подземных вестибюля, позволяющих пассажирам выйти на Бутырскую улицу, к Савёловскому вокзалу и к огромному торговому комплексу. Также отсюда можно пересесть на станцию «Савёловская» Серпуховско-Тимирязевской линии, где стало заметно свободнее. Уменьшилась и нагрузка на перегон «Новослободская» – «Белорусская» Кольцевой линии метро. Кроме того, между БКЛ и Серпуховско-Тимирязевской линией появилась удобная пересадка на МЦД-1.