Строительство

Фото: Пресс-служба АО «Мосинжпроект»

Проходка перегонных тоннелей на участке БКЛ от станции «Сокольники» до станции «Марьина Роща» велась на глубине от 25 до 74 метров в условиях насыщенной городской инфраструктуры (рядом расположены Третье транспортное кольцо, плотная жилая и промышленная застройка), под парком «Сокольники», под участками железной дороги, а также действующими станциями Московского метрополитена «Рижская» и «Марьина Роща».
Проходка тоннелей велась в условиях повышенного водопритока, который на отдельных участках строительства составлял более 250 м3/ч с каждой скважины.

Роман Евтушенко, директор проекта Дивизиона по строительству метро АО «Мосинжпроект»:«Марьина Роща» строилась на глубине более 70 метров – это самая глубокая станция БКЛ. И здесь самые длинные эскалаторы в московском метро – 130 метров (724 ступени эскалаторная лента по кругу). Станция сооружалась закрытым горнопроходческим способом, с применением буровзрывного и механизированного способа разработки грунта, по сути, вручную. Все рабочие спускались в шахту, а также все материалы, оборудование подавались через вертикальные рабочие стволы диаметром 6 метров.

На станции «Марьина Роща» почти ¾ служебных помещений, включая тягово-понизительную подстанцию, расположены в наземном вестибюле станции, а не на уровне платформы. За счет размещения основной части техпомещений на поверхности удалось уменьшить площадь подземного уровня станции и избежать выполнения дополнительного объема сложных работ на большой глубине в стесненных условиях, в частности, проходки горным способом.

Архитектурное решение

Дизайн станции «Марьина Роща» был выбран в ходе открытого международного архитектурного конкурса. По задумке авторов, образ «пузатых» колонн на платформе из белого мрамора отсылает к дворянскому чаепитию.

Платформенный участок станции «Марьина Роща» состоит из трёх залов, отделённых друг от друга десятью пилонами. Каждый пилон представляет собой сложную металлоконструкцию, его отделка включает 156 элементов мраморных изделий. Пилоны облицованы мрамором «Бьянко Каррера». При производстве на камень был нанесён кракелюр — насечка в виде паутины, придающая эффект мелких трещин.

Как и на станции «Савёловская», здесь было принято решение использовать в качестве путевых стен чугунные тоннельные тюбинги — это общая концепция оформления трёх глубоких станций на северо-востоке БКЛ.

Впервые за долгое время на станции метро глубокого заложения построен наземный вестибюль, и эскалатор поднимает пассажиров на уровень земли.

Вестибюль «Марьиной Рощи» представляет собой сооружение с двумя наземными и двумя подземными уровнями в форме параллелограмма с опорами в виде металлических шаров диаметром два с половиной метра. В пространстве между шарами в пассажирском помещении кассового зала установлен светопрозрачный витраж.

Это самый большой наземный вестибюль в Москве — его площадь более 2 тыс. кв. м. В нём расположено 198 технических помещений и тягово-понизительная подстанция.

Александр Калюжный, руководитель строительства, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»:Наземный вестибюль станции имеет форму параллелограмма с опорами в виде металлических шаров, в нём расположены три четверти технических помещений станции, в том числе зона тягово-понизительной подстанции, которая обычно находится на уровне платформенного участка. Благодаря размещению подстанции в наземном помещении удалось подать постоянное напряжение и приступить к пусконаладке инженерного оборудования до завершения архитектурно-отделочных работ во всем станционном комплексе.

Через вестибюль станции можно выйти на Шереметьевскую улицу и 2-ю улицу Марьиной Рощи к жилой и общественной застройке, а также остановкам наземного транспорта.

В результате

После открытия станции «Марьина Роща» нагрузка на одноимённую станцию Люблинско-Дмитровской линии снизилась примерно на 15%. Местные жители смогут добираться в соседние районы на 10–15 минут быстрее.
На базе станции «Марьина Роща» БКЛ создается транспортно-пересадочный узел, в состав которого вместе с действующей станцией Люблинско-Дмитровской линии войдет платформа МЦД-2, а в будущем и четвертого маршрута МЦД.

Фото: Пресс-служба Комплекса градостроительной политики
и строительства города Москвы