Строительство
Идея возведения этой станции впервые появилась в планах развития Московского метрополитена ещё в 1938 году, затем к ней вернулись в 1996-м. Но к строительству приступили лишь в конце августа 2016 года.
По пожеланиям местных жителей павильон метро расположился на территории сквера у кинотеатра «Спутник» — на пересечении Солдатской и Наличной улиц.
Ряд сложностей возник непосредственно при строительстве объекта – из-за непростых гидрогеологических условий приходилось частично замораживать грунт в демонтажном котловане, в котором разбирали тоннелепроходческий щит «Альмира». В целом обустройство всех тоннелей участка было завершено к осени 2018-го.
Работы по сооружению и отделке платформы были окончены в мае 2019 года, а уже в декабре прошёл первый технический состав от станции «Авиамоторная» до станции «Лефортово».
Архитектурное решение
Станция построена в стиле хай-тек. Её архитектурно-художественное решение связано с историей района времён Петра I. В частности, источником вдохновения для проектировщиков послужил Лефортовский дворец. Его изображение, стилизованное под гравюру XVIII века, размещено в наземном вестибюле на чёрно-белом декоративном панно. Концепцию разработали архитектор Л. Борзенков и народный художник РФ А. Рукавишников.
Кассовый зал украшает композиция, посвящённая первому владельцу дворца – адмиралу Францу Лефорту. В неё вошли геральдические символы его фамильного герба: слон и рыцарский шлем.
Путевые стены облицованы чёрным гранитом и украшены алюминиевыми панелями с вертикальными полосами различных оттенков серого. Колонны с разных сторон облицованы чёрным камнем или светло-серыми панелями. Пол выложен светло-серым гранитом с участками из чёрного габбро-диабаза. Общая площадь облицовки натуральным камнем – почти 1,5 тыс. кв. м.
Станция оснащена прямоугольными скамейками, подсвеченными снизу – визуально это создаёт эффект их парения над платформой. На неё ведут восемь эскалаторов. Для маломобильных граждан предусмотрены три лифта.
В будущем на базе станции «Лефортово» создадут небольшой транспортно-пересадочный узел (ТПУ) районного значения. В него войдут автобусные и трамвайные остановки, связанные с вестибюлем станции метро подземным пешеходным переходом. В ходе реализации проекта ТПУ «Лефортово» благоустроят сквер у кинотеатра «Спутник», оборудуют трамвайные перроны, а также построят каток с искусственным льдом.
В результате
«Лефортово» обеспечило пересадку пассажиров на метро, минуя перегруженные центральные узлы, и значительно освободило действующие перегруженные линии: Калининскую и Арбатско-Покровскую.
Станция улучшила транспортное обслуживание горожан, проживающих и работающих в Лефортово, а также периферийных районов Некрасовка и Косино-Ухтомский с численностью населения 250 тыс. человек.
Отличие «Лефортово» от проектов, реализованных ранее в других районах Москвы, метростроители – а станцию возводили почти 500 человек в круглосуточном режиме – ощутили буквально с первых шагов. Им пришлось работать в массивах водонасыщенного песка, оставшегося от когда-то пролегавшего здесь притока Яузы.
Вспоминает заместитель главного инженера «Тоннель-2001» АО «Мосметрострой» Сергей Борисенко: «Для того чтобы выполнить бетонную подготовку в условиях очень большой обводнённости, приходилось предварительно делать водосборные зумпфы и подводить к ним дренажные трубы. Определённого ухода требовал бетон. Его необходимо было обогревать и до начала, и после окончания работ. Температуру измеряли постоянно через специальные скважины. Технический надзор строго следил за этим. Поэтому на стройке мы обустраивали тепляки. Всё это немного замедляло темп работ, но график в итоге выдержали».