Строительство
«Каширская» построена в августе 1969 года в составе расширения Каховского радиуса.
В 1984 году стала пересадочной станцией между Каховской и Ореховской ветками Замоскворецкой линии. Однако уже с первых дней работы стало ясно, что из-за слишком большого пассажиропотока — станция расположена в точке схождения районов Нагатино-Садовники и Москворечье-Сабурово — необходима её перепланировка. Для этого входные группы станции были изменены с обычных подземных вестибюлей на два наземных (архитектор М. Файнштейн), которые также служат пересадочным пунктом между залами. Для более прямого перехода есть также центральный переход с лестницей из середины платформы, непосредственно соединяющей два зала.
А в 1995 году её вместе с «Варшавской» и «Каховской» выделили в отдельную Каховскую линию. Одна из основных причин этого — планировка путей. Ещё в 1969 году на каждой из платформ станции использовалось лишь по одному пути вместо двух, и 1983-м при расширении до Орехово неиспользуемые пути были лишь продолжены, но при не было предусмотрено удобное обслуживания ответвлений. Для решения проблемы к северу от станции построили разворотный (обратный) разъезд, позволяющий отделить Каховскую линию. Но так как подъездная дорога проходила рядом с заповедником «Коломенское», пришлось делать запасной путь немного короче – он позволил пустить здесь только шестивагонные составы Каховской линии, а не восьмивагонные, как на Замоскворецкой.
26 октября 2019 года станцию закрыли на реконструкцию с последующим включением в состав Большой кольцевой линии (БКЛ).
Архитектурное решение
«Каширскую» соорудили по типовому проекту, популярному в 1960-70-х годах. Станция состоит из двух параллельных залов одинаковой конструкции в виде колонны-триспана («сороконожки»). В восточном зале колонны облицованы серым мрамором, а стены — белой керамической плиткой (с чёрным цоколем на рельсах). Пол выложен красным гранитом с асфальтовым покрытием по краю платформы. Западный зал идентичен, за исключением того, что колонны облицованы коричневым мрамором, пол выложен серым гранитом, а керамические стены имеют слегка индиговый оттенок вместо бледно-белого.
Тематическое оформление станции — электрификация — определено её названием, которое происходит от Каширской гидроэлектростанции, расположенной в подмосковном городе Кашире, а также поблизости Московским инженерно-физическим институтом. Путевые стены станции украшают восемь оригинальных панно-барельефов из листового алюминиевого сплава скульптора Зои Ветровой на тему «Жизнь страны» размером 4,2 на 1,2 метра: «Линия электропередач», «Планеты и спутник», «Дома и метрополитен», «Гидроэлектростанция» и др. По четыре в двух платформенных залах.
В ходе реконструкции архитектурный облик станции максимально сохранён, включая изначальную цветовую гамму и исторические панно. Перед сотрудниками ГК «Мосметрострой» ставилась главная задача – в прежних габаритах и конструктивах создать современный объект подземки с абсолютно новой «начинкой»: системами безопасности и инженерными сетями, удобными для пассажиров сервисами. Для того чтобы их вместить, пришлось разобрать и совместить некоторые помещения. При этом вестибюли станции были расширены с учётом её работы в составе БКЛ. Все эти работы были сильно осложнены соседством действующего метро — половинки двух станций продолжали обслуживать поезда Замоскворецкой линии.
В итоге специалисты модернизировали инфраструктуру станции, заменили коммуникации и рельсы, облицовку стен и платформы. А также обновили оборудование с учётом передовых инженерных технологий. Для удобства пассажиров в вестибюле установлена современная навигация Московского метрополитена, в том числе высококонтрастные указатели, контрастные полосы и фактурные покрытия пола для слабовидящих граждан.
Стены платформенной части облицованы саянским мрамором и лабродоритом. Пол отделан сибирским гранитом и габбро. Также обновлены вестибюли. Для облицовки стен использован саянский мрамор, для цоколя — тёмный сибирский гранит.
Входные группы станции были изменены с обычных подземных вестибюлей на два наземных.
Помимо этого, благоустроили территорию вокруг станции. У западного вестибюля «Каширской» уложили новые тротуары – около 3 тыс. кв. м. вымостили гранитным камнем. А также разбили газон площадью более 1 тыс. кв.м. Здесь установлены малые архитектурные формы, в том числе велопарковки и скамейки. При этом сохранены высаженные до начала работ по реконструкции 26 деревьев и 87 кустарников.
В результате
Сегодня в зоне обслуживания станции находятся районы Москворечье-Сабурово, Нагатино-Садовники и Нагатинский затон с суммарным населением 284 тыс. человек, в т.ч. в пешей доступности от «Каширской» проживают 9 тыс. человек.
До реконструкции на линии работали укороченные поезда, интервал движения составлял 5 минут. После её включения в состав БКЛ интервал движения снижен до 1,6 минуты. Для поддержания такого графика здесь курсируют около 100 современных поездов «Москва-2020» российского производства. В них более широкие двери, сквозной проход между вагонами, USB-зарядки у каждого сиденья, а также на 15% тише, чем в предыдущих моделях.
При этом время поездки от станции «Каширская» до станции «Университет» сократилось более чем в полтора раза — с 45 до 26 минут. В полтора раза быстрее можно добраться до Битцевского леса — за 29 минут вместо прежних 48, также быстрее идут поезда до музея-заповедника «Коломенское», снизилось время в пути для студентов и преподавателей НИЯУ МИФИ.
Кроме того, до 25% снижена нагрузка на Кольцевую линию и до 16% на участки Замоскворецкой и Серпуховско-Тимирязевской линий метрополитена. В частности, такие станции Замоскворецкой линии как «Коломенская» и «Павелецкая» разгружены на 10–12%, а «Севастопольская» Серпуховско-Тимирязевской линии – до 35%.
Также разгружены Каширское шоссе (до 8%), проспект Андропова (до 12%), Варшавское шоссе (до 7%), Южная рокада (до 9%) и местная улично-дорожная сеть. А это как нельзя лучше отразилось на экологической ситуации в районах Нагатино-Садовники и Москворечье-Сабурово.