Строительство

Станция «Каширская» построена в августе 1969 года в составе расширения Каховского радиуса. В 1984 году она стала пересадочной станцией между Каховской и Ореховской ветками Замоскворецкой линии.


Однако уже с первых дней работы стало ясно, что из-за слишком большого пассажиропотока — станция расположена в точке схождения районов Нагатино-Садовники и Москворечье-Сабурово — необходима её перепланировка. Для этого входные группы станции были изменены с обычных подземных вестибюлей на два наземных, которые также служат пересадочным пунктом между залами.
Для более короткого перехода есть также центральный переход с лестницей из середины платформы, непосредственно соединяющей два зала.

А в 1995 году её вместе с «Варшавской» и «Каховской» выделили в отдельную Каховскую линию. Одна из основных причин этого — планировка путей. Ещё в 1969 году на каждой из платформ станции использовалось лишь по одному пути вместо двух, и в 1983-м при расширении до Орехово неиспользуемые пути были лишь продолжены, но при этом не было предусмотрено удобное обслуживание ответвлений.

Для решения проблемы к северу от станции построили разворотный (обратный) разъезд, позволяющий отделить Каховскую линию. Но так как подъездная дорога проходила рядом с заповедником «Коломенское», пришлось делать запасной путь немного короче — он позволил пустить здесь только шестивагонные составы Каховской линии, а не восьмивагонные, как на Замоскворецкой.

26 октября 2019 года станцию закрыли на реконструкцию с последующим включением в состав Большой кольцевой линии (БКЛ).

Архитектурное решение

«Каширскую» соорудили по типовому проекту, популярному в 1960–70-х годах. Это двухзальная станция, выполненная как единая конструкция. Каждый из залов – колонная трехпролетная станция, сооруженная по типовому проекту из сборного железобетона. Залы разделены путевой стеной и соединены переходным мостиком. В каждом зале имеется два ряда по 38 квадратных колонн. Шаг колонн – 4 метра. Части станции разделяются по цвету колонн: «чёрная» – западный зал, «белая» – восточный зал.
Станция «Каширская» кросс-платформенная. После реконструкции ее задействовали как для Большой кольцевой, так и для Замоскворецкой линий метро.

Тематическое оформление станции — электрификация — определено её названием, которое происходит от Каширской гидроэлектростанции, расположенной в подмосковном городе Кашире, а также находящимся поблизости Московским инженерно-физическим институтом. Путевые стены станции украшают восемь оригинальных панно-барельефов из листового алюминиевого сплава скульптора Зои Ветровой на тему «Жизнь страны» размером 4,2 на 1,2 метра: «Линия электропередач», «Планеты и спутник», «Дома и метрополитен», «Гидроэлектростанция». По четыре в двух платформенных залах.

В ходе реконструкции «Каширской» было демонтировано и облицовано более 9 тысяч кв. метров поверхностей. На платформенном участке облицовка путевых стен Большой кольцевой линии выполнена белым и черным мрамором, пол платформы покрыт серым камнем. Изначально колонны были облицованы серым мрамором, пол выложен красно-алым гранитом, а путевые стены облицованы белой керамической плиткой. На платформе смонтированы новые буквы высотой 30 см из нержавеющей стали. Исторические панно отреставрированы. Реконструкция проводилась в условиях функционирующей станции метро, в том числе в «ночные окна».

Кроме того, специалисты модернизировали инфраструктуру станции, заменили коммуникации и рельсы, облицовку стен и платформы. А также обновили оборудование с учётом передовых инженерных технологий. Для удобства пассажиров в вестибюле установлена современная навигация Московского метрополитена, в том числе высококонтрастные указатели, контрастные полосы и фактурные покрытия пола для слабовидящих граждан.

Игорь Варфоломеев, руководитель строительства, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»:На станции «Каширская» в рамках реконструкции произведена замена более 2200 единиц оборудования систем электроснабжения, освещения, вентиляции, видеонаблюдения и противопожарной безопасности. Установленная противопожарная система на станции имеет свои особенности. В период реконструкции станция продолжала принимать пассажиров Замоскворецкой линии, что сделало невозможным внесение изменений в конструкцию платформ, поэтому удаление дыма осуществляется через четыре венткороба, расположенные над путями Большой кольцевой линии и тянущиеся от концов платформенного участка к середине.

В рамках реконструкции благоустроили территорию вокруг станции. У западного вестибюля «Каширской» уложили новые тротуары — около 3 тыс. кв. м вымостили гранитным камнем. А также разбили газон площадью более 1 тыс. кв. м. Здесь установлены малые архитектурные формы, в том числе велопарковки и скамейки. При этом сохранены высаженные до начала работ по реконструкции деревья и кустарники.

В результате

Сегодня в зоне обслуживания станции находятся районы Москворечье-Сабурово, Нагатино-Садовники и Нагатинский затон с суммарным населением 284 тыс. человек, в т. ч. в пешей доступности от «Каширской» проживают 9 тыс. человек.
До реконструкции на линии работали укороченные поезда, интервал движения составлял 5 минут. После её включения в состав БКЛ интервал движения снижен до 1,6 минуты.
При этом время поездки от станции «Каширская» до станции «Университет» сократилось более чем в полтора раза — с 45 до 26 минут. В полтора раза быстрее можно добраться до Битцевского леса — за 29 минут вместо прежних 48, также быстрее идут поезда до музея-заповедника «Коломенское», снизилось время в пути для студентов и преподавателей НИЯУ МИФИ.
Кроме того, до 25% снижена нагрузка на Кольцевую линию и до 16% — на участки Замоскворецкой и Серпуховско-Тимирязевской линий метрополитена. В частности, такие станции Замоскворецкой линии, как «Коломенская» и «Павелецкая», разгружены на 10–12%, а «Севастопольская» Серпуховско-Тимирязевской линии — до 35%.
Также разгружены Каширское шоссе (до 8%), проспект Андропова (до 12%), Варшавское шоссе (до 7%), Южная рокада (до 9%) и местная улично-дорожная сеть. А это как нельзя лучше отразилось на экологической ситуации в районах Нагатино-Садовники и Москворечье-Сабурово.

Фото: Пресс-служба Комплекса градостроительной политики
и строительства города Москвы