Строительство
Станция «Каховская» построена в августе 1969 года в составе Замоскворецкой линии. Она расположена на Каховской площади, где сходятся несколько дорог, включая Азовскую улицу, Чонгарский бульвар и улицу Каховка. Восточный вестибюль станции расположен под ней, с подземными переходами, выходящими на площадь, в то время как западный вестибюль расположен под Чонгарским бульваром
В 1982 году после постройки станции «Севастопольская» Серпуховско-Тимирязевской линии «Каховскую» сделали пересадочной. Это потребовало организации трансфера: были открыты две лестницы, ведущие к нижней станции, расположенной перпендикулярно «Севастопольской».
После постройки участка «Каширская» – «Орехово» от станции «Каширская» в 1984 году здесь было организовано вилочное движение – благодаря разветвлению часть поездов шла по одной ветке, часть — по другой.
В 1995 году её вместе с «Варшавской» и «Каширской» выделили в отдельную Каховскую линию. Для этого за станцией построили ряд разворотных подъездных путей, которые используются для разворота поездов и ночных стоянок.
В марте 2019 года станция была временно закрыта для строительства второй очереди Большой кольцевой линии, в состав которой включили и Каховскую линию. В июне 2020 года на месте западного вестибюля, имеющего выходы на Севастопольскую площадь по обеим сторонам улицы Каховки в непосредственной близости от Большой и Малой Юшуньской и Азовской улиц, началось строительство объединённого вестибюля для станций «Каховской» и «Севастопольской» – его открыли 6 апреля 2022 года.
Архитектурное решение
«Каховская» – это типовая «сороконожка» мелкого заложения с двумя вестибюлями, каждый из которых оборудован четырьмя павильонами над лестничными сходами. Такая классическая конструкция станций метро стала появляться в 1960-х в спальных районах Москвы. Её спроектировали архитекторы Н.Демчинский и Ю.Колесникова как стандартный триспан (ту самую «сороконожку») с двумя рядами из 40 бетонных восьмиугольных колонн, облицованных коричневым мрамором. Однако отличительная особенность «Каховской» в том, что её колонны выполнены в форме правильного восьмиугольника – на других станциях этого же типа все они в сечении квадратные.
С обеих сторон станционного зала находятся лестницы, выводящие в подземные вестибюли, каждый выводит в подземный переход, выходы из которого оформлены в виде стеклянных павильонов.
Её путевые стены облицованы керамической плиткой, белой вверху и малиновой внизу, а также украшены литыми вставками, изображающими различные эпизоды Гражданской войны в России (художники и скульпторы: В. Горчаков, Л. Сошинская, В. Карпов). Светильники были скрыты в ребристом потолке. Стены эскалаторного зала украшал белый мрамор. Пол выложен гранитом и лабрадоритом, а также асфальтом по краю платформы.
В ходе реконструкции исторический облик станции был максимально сохранён. При этом специалисты модернизировали инфраструктуру, заменили инженерные коммуникации, рельсы, облицовку стен и платформы. Так, керамическую плитку на путевой стене сменил белый мрамор с фрагментами чёрного на тех участках, где крепится название станции. Литые вставки, посвящённые Гражданской войне, очищены и возвращены на прежние места. Потолок над путями сужен для улучшения их подсветки. Мраморная облицовка колонн центрального зала стала более тёмной, а сами они расширены и дополнены чёрными пилонами в центральной части, так как теперь в них вмонтированы воздуховоды.
Пересадка на «Севастопольскую», расположенная в центре зала, теперь работает только на спуск. Перейти с «Севастопольской» на «Каховскую» можно через дополнительно построенный в торце станции западный вестибюль.
«Каховская» стала более удобной для маломобильных пассажиров. В одном из вестибюлей установлен лифт, связывающий кассовый зал с выходом на пересечении улиц Азовской и Каховка. Также в середине платформы установлен специальный киоск для этой категории пассажиров, где они смогут дождаться спасателей в случае задымления или пожара. Стены киоска сделаны из огнеупорного стекла, а внутрь помещения поступает свежий воздух.
Помимо этого, выполнено комплексное благоустройство прилегающей к станции территории общей площадью 18 тыс. кв. метров.
В результате
Сразу же после своего открытия в составе БКЛ станция «Каховская», по данным Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, стала одной из самых востребованных среди горожан – ею начали пользоваться 75,7 тыс. пассажиров в рабочий день. Она обеспечила для жителей юго-запада, юга и юго-востока столицы быструю пересадку с БКЛ на зелёную и серую ветки метрополитена. Многим москвичам теперь быстрее и проще добираться до вузов (например, до станции «Университет» путь сократился вдвое, а до Нагатинского Затона — в четыре раза) и парков «Садовники» и «Коломенское».
При этом интервал движения на станции сократился с 5 минут до 1,6, а сама «Каховская» стала свободнее на 35%. Кроме того, до 25% снизилась нагрузка на Кольцевую линию и до 16% — на участки Замоскворецкой и Серпуховско-Тимирязевской линий.
Также она способствовала разгрузке Варшавского шоссе (до 7%) и Каширского шоссе (до 8%).