Строительство
«Кунцевская» строилась три с половиной года, начиная с мая 2018-го. 25 февраля 2020 года 10-метровый щит «Лилия» завершил проходку тоннеля от станции «Мнёвники» до «Кунцевской» БКЛ, а в июле того же года был готов двухпутный тоннель между станциями «Кунцевская» и «Давыдково».
В процессе строительства применялись новейшие технологии информационного моделирования. Они позволили эффективно решать все рабочие вопросы не только на этапе проектирования, но и непосредственно на стройплощадке. А непростых задач строителям хватало, ведь Кунцевская – это самая глубокая станция западного участка БКЛ, созданная открытым способом. Глубина котлована в нижней точке составляла 45 метров, хотя обычно при таком способе строительства она не превышает 30-35 метров.
Архитектурное решение
«Кунцевская» – колонная трёхпролётная станция с двумя береговыми платформами и двумя павильонами. Причём платформы здесь самые узкие в Московском метрополитене: их ширина составляет всего 1,8 метра. Несмотря на некоторую камерность такого решения, интерьер станции производит впечатление целостного, единого и даже монументального пространства благодаря природным материалам и павильонам, будто высеченным из цельного камня.
Все поверхности – пола, стен и потолков – имитируют античную мозаичную технологию «терраццо» в светло-сером оттенке. На потолке использовали глянцевые белые панели, напоминающие просветы в скалах.
Геометричность и прямые углы платформы и павильонов станции нивелируются крупногабаритными накладными цилиндрическими светильниками, дающими рассеянный свет. Светильники отделаны матовыми алюминиевыми панелями с тем же фото-рисунком «тераццо».
Пол платформы и павильонов уложен плитами из камбулатовского гранита светло-серого цвета. Особенность текстуры гранита, который добывается на одноимённом Камбулатовском месторождении, в Челябинской области, рядом с городом Чебаркуль — это зёрна одинакового размера, что делает породу особенно прочной. Срок эксплуатации изделий из камбулатовского гранита до 500 лет.
Станция «Кунцевская» входит в состав крупного ТПУ: с северной стороны от неё расположены одноимённые станции метро Арбатско-Покровской и Филёвской линий, с юга — железнодорожная платформа Кунцевская (Кунцево-1) Белорусско-Савёловского диаметра (МЦД-1 Одинцово-Лобня).
В результате
Сегодня станция обслуживает в общей сложности более 400 тыс. человек – в основном жителей районов Фили-Давыдково, Кунцево и Можайский, посещающих соседние районы – Хорошёво-Мнёвники и Очаково-Матвеевское. Это крупнейший пересадочный узел, который за час посещает около 30,2 тыс. пассажиров. Если раньше, чтобы попасть в близлежащие районы, нужно было пользоваться разными видами транспорта, то теперь пассажиры БКЛ экономят в дороге до 20 минут. Вдвое быстрее по Большой кольцевой можно добраться из районов Фили-Давыдково, Кунцево и Можайский и в район Проспект Вернадского, где открыта одноимённая станция БКЛ. Разгрузились и дороги, поскольку многие жители предпочли наземному транспорта метро. В частности, нагрузка на Аминьевское шоссе снизилась на 8-10%.
Типовая колонная станция мелкого заложения – как правило, трёхпролётная, из сборного железобетона, имеет длину от 102 до 164 м и шаг колонн от 4 до 6 м. Такой тип станций в народе прозвали «сороконожка» – по общему числу колонн. Первые колонные станции мелкого заложения в Москве появились в 1935 году в первой очереди метрополитена. Так что можно сказать, что этот тип станций – старейший в столичном метро и наиболее популярный: из всех станций, строившихся в 1960-70-х годах, около половины именно колонные.