Строительство
Москва развивается, и вскоре на полуострове, образованном Москвой-рекой, и улице Нижние Мнёвники появятся жилые кварталы. Деревня Терехово, ещё недавно остававшаяся единственной в черте МКАД, не так давно расселена.
В феврале 2013 года в градостроительной комиссии Москвы был утверждён проект участка Большой кольцевой линии «Хорошёвская» – «Кунцевская», предусматривающий строительство станции метро «Терехово».
15 мая 2018 года началось строительство станции. В Тереховской пойме проводились геологоразведочные работы на протяжении всего лета. Проектирование и строительство было существенно осложнено геологическими условиями. Участок отличался неустойчивыми грунтами: здесь залегают трещиноватые известняки с большими водопритоками.
Кроме того, перегон между станциями «Терехово» – «Кунцевская» проходит под Москвой-рекой в непосредственной близости от оползневого склона правого берега, под действующей Филёвской линией метрополитена и спрятанной в коллектор рекой Филькой.
Принимая во внимание эти особенности, в процессе строительства пришлось применять специальные методы – водопонижение и водонапорную цементацию.
В итоге, в октябре 2020 года проходка тоннелей на западном участке Большой кольцевой линии была завершена – 10-метровый щит «Лилия» вышел на станцию «Кунцевская». И уже в апреле 2021 года в станционном лотке начали прокладывать рельсы.
Архитектурное решение
Терехово – трёхпролётная станция мелкого заложения с двухпутным тоннелем и двумя береговыми платформами. Два вестибюля станции ведут на территорию Мнёвниковской поймы к перспективной жилой застройке.
Архитектурный облик станции выбран в ходе международного конкурса, проводившегося с 7 октября 2015 года по 30 января 2016 года. На стенах использованы рельефные панели с текстурой белого бетона, на потолках – панели из сотового алюминия.
В оформлении станционного комплекса использованы нестандартные архитектурные решения. Колонны станции украшают силуэты человеческих фигур, которые нанесены на бетон с помощью цифровой печати. Силуэты разные, мужские и женские.
Реечный белый матовый потолок на платформе создаёт узор в виде полукруглых кессонов. С помощью технологии цифровой печати по бетону на колоннах создан эффект объёмного рельефа с изображением силуэтов человеческих фигур. Потолочные светильники – в форме колец.
Переходы выполнены в общей классической стилистике с использованием минимума деталей и большого количества света от больших круглых светильников. Пространство кассового зала отличается от переходов сглаженными линиями стен и проёмов. Отделка ребристых колонн – декоративный мелкотекстурированный бетон.
Наземные павильоны выполнят в виде остеклённого периптера – прямоугольного здания, окружённого колоннадой.
Станция находится в районе новой застройки, её павильоны должны быть видны и узнаваемы издалека в открытом пространстве. Они имеют простые формы, высокие порталы со светящейся буквой М служат вертикальным ориентиром.
В целом замысел проектировщиков «Терехово» перекликается с архитектурными решениями советской эпохи. По словам критиков, в облике станции замечательно сочетается минимализм и какой-то домашний уют и тепло.
«Терехово» построено «на будущее» – сегодня этот район находится в эпицентре большой стройки. В ближайшее десятилетие здесь поселится 27 тыс. человек, запланировано строительство социальных объектов. Здесь же построят и коммерческую инфраструктуру, где будет создано 29 тыс. рабочих мест, спортивные сооружения – Многофункциональный спортивный центр ЦСКА и стадион регби, Ледовая арена Татьяны Навки.
Рядом со станцией метро планируется построить два транспортно-пересадочных узла (ТПУ). Здесь можно будет сделать пересадку на автобус или такси, прогуляться по магазинам. Это будет настоящий транспортный хаб. Также здесь планируется построить балочный мост, его пролёт более 200 м, таких в России больше нет.
В результате
Открытие станции «Терехово» улучшило транспортное обслуживание районов Хорошёво-Мнёвники, Можайский, Кунцево, Фили-Давыдково, снизило нагрузку на улично-дорожную сеть, а также разгрузило Арбатско-Покровскую и Филёвскую линии метрополитена.
Игорь Войстратенко, руководитель Мосгосстройнадзора: «Эта станция среднего заложения – чуть больше 22 метров. Платформа здесь так называемого берегового типа, в связи с тем, что проходка была щитом 10 метров. Длина платформы стандартная – 168 метров. У станции четыре выхода. На входах в вестибюли обустроили лестницы с подогревом. Эту технологию используют с 2013 года при строительстве метро. Тёплые лестницы нужны, чтобы в холодное время года на ступенях не появлялась наледь. Подогрев ступеней и тамбуров у лифтов будет включаться автоматически».