Леонид Борзенков, архитектор Метрогипротранса, руководитель творческой мастерской:«Станция соответствует своему назначению и расположению. Она объёмная, мощная. Это не обычный зал с вестибюлями, а станция, которая имеет пересадочные галереи, соединяет множество выходов и вестибюлей, так как находится в центральном ядре делового центра. По архитектуре это тоже мощное двухцветное пространство с лифтами, эскалаторами, атриумом, пересадочными коридорами между соседними станциями. Это тот редкий случай в нашем метрополитене, когда зона обслуживания пассажиров, зона торговли начинается прямо с подходных вестибюлей».
Строительство
Будущую станцию «Деловой центр» заложили в 1999–2004 годах при строительстве центрального ядра Московского международного делового центра «Москва-Сити». Она построена по индивидуальному проекту архитекторов О. Фарстовой, А. Вигдорова и Л. Л. Борзенкова открытым способом из монолитного железобетона как часть единого комплекса из трёх расположенных параллельно друг другу станций – двух одинаковых залов собственно «Делового центра» и «Выставочной», между собой соединённых пешеходной галереей.
При обустройстве комплекса применены уникальные новые технологии конструкции путей подвижного состава с виброгасящими плитами, пружинными изоляторами, уменьшающими вибронагрузки на конструкции «Москва-Сити».
После этого две станции простояли без использования и названия ещё несколько лет – проекты трассировки планируемых линий метрополитена постоянно менялись и долгое время не было ясно, к какой их подключат. Решение о названии «Деловой центр» принято постановлением Правительства Москвы № 564-ПП от 24 июня 2008 года.
Тоннели к станции начали прокладывать в 2012 году – их строительство началось двумя щитами ЗАО «Объединение ИНГЕОКОМ» сразу в оба направления, от и к станции «Парк Победы».
Затем к работам подключился щит «София», который к октябрю 2013 года завершил проходку левого перегонного тоннеля на участке Солнцевской линии. За 10 месяцев он преодолел 1888 метров, пройдя под Третьим транспортным кольцом, Малым кольцом МЖД, Москвой-рекой, Кутузовским проспектом, а также под действующей Арбатско-Покровской линией метро. Проходка велась на глубине 86-88 метров, в том числе в твёрдых скальных породах. На данном участке впервые в Москве использовался уникальный способ выдачи грунта на поверхность — с помощью вертикального конвейера.
В январе 2014 года северная станция вошла в состав Солнцевской линии как участок «Деловой центр» – «Парк Победы». Но четыре года спустя из-за совместной эксплуатации Солнцевской линии и первой очереди БКЛ её закрыли. За ней были построены тупики для оборота составов. В период консервации станционный зал использовался для организации и проведения культурных проектов метрополитена. Повторно в составе Солнцевской линии «Деловой центр» открылся 12 декабря 2020 года.
Вторая, южная станция была временно подключена к БКЛ в 2018 году на участке «Деловой центр» — «Петровский парк». В декабре 2020 года её временно закрыли для врезки стрелочных переводов на станции «Хорошевская».
После замыкания Большой кольцевой линии в 2023 году участок, включающий в себя «Деловой центр», планируется передать в состав проектируемой Рублёво-Архангельской линии. Для её строительства в сентябре 2023 года обе станции «Делового центра» с перегоном закроют на полтора года.
Архитектурное решение
«Деловой центр» БКЛ — колонная трёхпролётная станция глубокого заложения с платформой островного типа. Длина платформы — 163 метра, ширина — 14,9 метра. Станция имеет два подземных вестибюля, оба они общие с одноимённой станцией Солнцевской линии, один также совмещён и с западным вестибюлем станции «Выставочная». Архитектура металла в едином пересадочном комплексе из трёх станций напоминает о возможностях крупнейшего в России делового центра «Москвы-Сити».
Станция оформлена в стиле хай-тек. Путевые стены облицованы белым мрамором с небольшим количеством вертикальных тёмных полос, напоминающих штрих-код. Колонны отделаны серебристым металлом. Полы выложены светло-серым гранитом с перпендикулярными чёрными полосами в центральном зале и продольными чёрными полосами вдоль краёв платформы. Над путями для оптимизации пассажиропотоков пересадочного узла построены балконы, стенки которых отделаны серебристым металлом и прозрачным стеклом. На алюминиевом реечном потолке предусмотрены световые ниши, а также голубые панели в цвет Филёвской линии.
Для маломобильных пассажиров оборудованы лифты.
В названии станции отражается функциональная особенность «Москва-Сити» – это коммерческие и деловые возможности для сотен тысяч москвичей и гостей столицы. А расположенные здесь башни-небоскрёбы давно уже стали одной из визитных карточек города. Из вестибюля станции пассажиры могут попасть в зону торгово-развлекательного комплекса «Афимолл» в центральной части «Москва-Сити». В центр «Москва-Сити» ежедневно приезжает на работу, за покупками, на деловые встречи не менее 300 тыс. человек. И вместе со строительством новых объектов количество посетителей будет расти.
На сегодняшний день это крупнейший станционный комплекс в Европе.
В результате
Станция «Деловой центр» как часть БКЛ позволяет более 400 тыс. жителей северо-западных районов – Хорошёво-Мнёвников, Хорошевского, Савёловского – добираться в другие части столицы, минуя центр. Это не только сокращает время на поездки на метро, но и даёт широкий выбор оптимального маршрута для передвижения по городу. К примеру, если ранее путь от «Делового центра» до «Динамо» занимал около 27 минут с двумя пересадками, то теперь этот путь сократился примерно вдвое — до 12–15 минут.
При этом станция частично взяла на себя пассажиропоток северо-западных участков линий метро — Таганско-Краснопресненской, разгрузив её примерно на 5%, Замоскворецкой и Кольцевой — она освободилась на 7%. Кроме того, стало проще добираться до торгово-развлекательного центра «Авиапарк», стадионов «ЦСКА» и «Динамо» и других объектов.
В рамках комплексного благоустройства прилегающих территорий высажено 404 дерева и более 4300 кустарников, устроены газоны на площади почти 69 тыс. кв. м и свыше 3600 кв. м цветников, установлены вазы, беседки со скамьёй.