Строительство
Музей-заповедник «Коломенское» – одно из любимых мест отдыха москвичей и туристов. Здесь сосредоточено множество памятников природы и архитектуры. Поэтому данный участок БКЛ старались проложить таким образом, чтобы станционный комплекс находился за пределами парка. Тоннель прокладывали под периферийной территорией, не затрагивая центральную часть заповедника с наиболее ценными объектами.
10 апреля 2020 года началась проходка линии в сторону станции «Каширская» щитом «Победа», а спустя 11 месяцев щитом «Лилия» проложили двухпутный ходовой тоннель между станциями «Нагатинский затон» и «Кленовый бульвар».
Строительство самого станционного комплекса «Кленовый бульвар» велось в котловане рекордной длины – 644 метра. Это связано с тем, что в нём, помимо станции, разместился центр технического обслуживания поездов. При этом было возведено более 90 тысяч кубических метров монолитных конструкций, что по объёму равно структуре трёх обычных станций.
Работы в водонасыщенных грунтах потребовали применения специальных технологий. Например, при строительстве тоннелей, проходящих непосредственно под Москвой-рекой, использовалась усиленная гидроизоляция конструкций.
Архитектурное решение
«Кленовый бульвар» – это станция мелкого заложения с одним вестибюлем и береговыми платформами. Её стиль был определён в 2018 году в ходе международного архитектурного конкурса, который выиграла мастерская Archslon. Она предложила концепцию, благодаря которой станция стала органичным продолжением исторического силуэта района. Так, форма наземных вестибюлей – это авторская интерпретация формы перекрытий дворца царя Алексея Михайловича в Коломенском. Снаружи стены павильонов отделаны металлическими рельефными панелями с подсветкой по периметру крыши.
Платформа с органичной пластикой потолочного свода создаёт узнаваемый силуэт, характерный для традиционных элементов русского зодчества, визуально удваиваясь в зеркальной части отделки стен. Интерьер подземного вестибюля выполнен в чёрно-белой гамме. Стены украшены мрамором, гранитом габбро и металлическими панелями на колоннах и арках.
В оформлении использованы традиционные орнаменты, и есть отсылки к народным ремёслам. Например, для зоны подуличного перехода и подземного вестибюля были разработаны необычные источники света. Прототипом для них послужили мотивы сетчатой керамики, производство которой было освоено на территории Дьякова Городища в Коломенском. Панели с перфорированным металлом и рассеивателем разбиты на девять типов и скомбинированы так, чтобы создать ощущение множества точечных светильников. Для этого 1,5 тыс. лампочек установлено в кассовом зале и 2,8 тыс. – в пешеходном переходе.
При проведении отделочных работ на платформе, в эскалаторной зоне и вестибюлях станции «Кленовый бульвар» были использованы современные материалы – лёгкие и сверхпрочные зеркальные панели высотой от 2,5 до 3,2 м. Ими также частично отделан потолок, что визуально расширяет пространство и усиливает освещение всей станции. Помимо зеркал, над платформой смонтирован подвесной потолок из алюминиевых трёхслойных панелей с декоративным покрытием и расположенными внутри светильниками (всего их 6400), сознающими эффект «звездного неба».
Художественный облик входных групп станции «Кленовый бульвар» БКЛ определяется плавным переходом стен и потолка входов в павильоны, и, по замыслу архитекторов, перекликается со стилем дворца царя Алексея Михайловича, расположенного неподалёку в музее-заповеднике «Коломенское». Формы наземных павильонов станции напоминают архитектуру самого дворца.
На станции «Кленовый бульвар» создаётся пересадочный узел, который соединит её с будущей Бирюлёвской линией метро. Этот узел включает блок помещений с четырёхполосными эскалаторами для перемещения пассажиров с верхней площадки, расположенной на уровне кассового зала станции «Кленовый бульвар» Бирюлёвской линии, к подземному переходу, ведущему на платформу одноимённой станции БКЛ. Для маломобильных пассажиров установлен лифт.
В зоне путевого развития возведён пункт технического осмотра (ПТО) для обслуживания подвижного состава Московского метрополитена, который включает две смотровые канавы, служебные помещения и эвакуационный выход на верх через наземный павильон. ПТО расположен за станцией «Кленовый бульвар» в направлении станции «Нагатинский Затон». Такая компоновка продиктована схемой совместной эксплуатации Большого кольца, Калининско-Солнцевской и Некрасовской линий, по которым в сутки проходит около 120 поездов.
В результате
По оценкам экспертов, к 2025 году ежедневный пассажиропоток транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Кленовый бульвар» составит свыше 32 тыс. человек, в том числе около 23,5 тыс. человек непосредственно станции БКЛ. Местные жители смогут экономить до 45 минут в день на поездках по городу. Станция «Коломенская» Замоскворецкой линии будет разгружена на 10%.
Близость музея-заповедника «Коломенское» повлияла и на оформление территории вокруг станции «Кленовый бульвар», которая должна была не только вписаться в окружающий ландшафт, но и стать новым комфортным общественным пространством.
Площадь благоустройства около станции «Кленовый бульвар» составила около 100 тыс. кв. м, из которых 57 тыс. кв. м – зелёная зона, ведущая к метро. Здесь установлены восемь современных остановочных павильонов, оснащённых зарядными слотами и беспроводной связью; скамейки для отдыха; цветочные вазоны; пять информационных стел. Старые фонари заменили на новые, а также поставили дополнительные: теперь их всего 160.
Тротуары заасфальтировали, а дорожки вымостили натуральным камнем из отечественных месторождений – использовалась плитка из сибирского гранита и колотая брусчатка из карельского габбро. Осталось уложить газон на площади более 31 тыс. кв. м и высадить около 200 деревьев и кустарников. В зону благоустройства вошли улицы Речников и Затонная.
Константин Маслаков, генеральный директор компании «МИПСТРОЙ 1»: «На “Кленовом бульваре” в декабре 2021 года состоялась финальная проходка всех тоннелей Большого кольца. 10-метровый тоннелепроходческий комплекс “Лилия” прошёл двухпутный тоннель протяжённостью 1,2 километра и тем самым замкнул рекордное метрокольцо.
Здесь, на новой станции БКЛ, мы заложили возможность пересадки на будущую Бирюлёвскую линию – все технические решения уже реализованы. Для интеграции новых станций с уже действующей инфраструктурой необходимы современные проектные решения, увязка с планами развития города и деликатное строительство.
В декабре 2021 года началось сооружение перехода на одноимённую станцию Бирюлёвской линии метро. А уже в январе 2022 года на “Кленовом бульваре” установили эскалаторы и приступили к отделке платформы».