Сергей Собянин, Мэр Москвы:Когда мы начинали строительство новых станций метро, была главная задача – уложиться в бюджет, сделать оптимальные технологические станции. Но перед нами стоял пример, когда в годы войны строили шедевры, которые являются сегодня признанными памятниками культуры. И несмотря на все финансовые, организационные, технические сложности, мы не могли себе позволить уйти в какой-то другой тренд, другое направление, утилитарное. Сегодня целая группа архитекторов награждена премиями за станции, о которых мы вообще раньше не мечтали. Это станции, создаваемые на Большой кольцевой линии метро, которая является уникальным проектом – самой протяженной кольцевой линией в мире.

Авторы оформления станции «ЦСКА» получили Премию города Москвы.

Строительство

Строительство станции началось в декабре 2011 года. Была обустроена строительная площадка под вентиляционную шахту на перегоне «ЦСКА» (тогда «Ходынское поле») — «Хорошёвская», а также площадка под строительство самой станции и выхода на поверхность в районе бывшей взлётно-посадочной полосы. Проведены работы по раскрытию котлована с монтажной камерой тоннелепроходческих механизированных комплексов (ТПМК) для строительства перегонных тоннелей к «Хорошёвской» и «Петровскому парку».

Фото: Пресс-служба АО «Мосинжпроект»

24 апреля 2013 года впервые в современной истории строительства столичного метрополитена состоялся одновременный старт трех ТПМК, два из которых стартовали в котловане строящейся «ЦСКА».
Проходка правого перегонного тоннеля до станции «Деловой центр» велась с помощью щита «Натали», а в сторону станции «Петровский парк» проходку левого перегонного тоннеля выполнял ТПМК «Мария».

Кстати, на станции «ЦСКА» установлено самое большое количество подъемных механизмов на БКЛ – 24 эскалатора.

Валерий Кивлюк, руководитель Дивизиона по строительству метро АО «Мосинжпроект»:Многие работы для ускорения строительства станции велись параллельно. К примеру, короткие эскалаторы на станции — это многоступенчатая конструкция из 12 в каждом вестибюле. Их монтаж производился за год до пуска станции. Дальше надо было оформить нержавеющей сталью вестибюли, колонны, уложить все гранитом — это слаженная работа всех подразделений.

Архитектурное решение

Оформление станции содержит отсылки к Центральному спортивному клубу армии, именем которого она названа. «ЦСКА» оформлена в сине-красных цветах легендарной спортивной команды, в дизайне также использована символика клуба. На платформе установлены четыре 5-метровые бронзовые скульптуры лыжника, баскетболиста, хоккеиста и футболиста. Их создала студия военных художников имени М. Б. Грекова.

Роман Модин, руководитель строительства, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»:Четыре бронзовые скульптуры устанавливали за месяц до пуска станции, и так вышло, что объемные тяжелые монументы (вес каждой – 1,5 тонны) нельзя было опустить на готовую станцию, их пришлось упаковывать и опускать в котлован за «Деловым центром», а потом везти их 7 км со скоростью 3 километра в час по тоннелям до «ЦСКА».

Потолок украшают декоративно-художественные композиции с изображениями парашютистов, борцов, боксеров, атлетов и парусных яхт. Изображения нанесены на алюминиевые панели при помощи компьютерной печати. Путевые стены облицованы светло-серым и черным гранитом.

Фото: Пресс-служба АО "Мосинжпроект"

Плавные линии вестибюлей напоминают холмы в парке. На зеленых эксплуатируемых кровлях высажен газон с низкорослой растительностью, а также установлены скамьи и организована пешеходная дорожка по периметру вестибюлей.
При выходе из вестибюлей пассажиры оказываются на территории парка «Ходынское поле».
В результате

Ввод станции «ЦСКА» обеспечил шаговую доступность метро для жителей близлежащих районов и разгрузил станции метро «Полежаевская» Таганско-Краснопресненской линии, «Сокол» и «Аэропорт» Замоскворецкой линии Московского метрополитена, а также существенно улучшил доступ к спортивным сооружениям клуба, ДС «Мегаспорт» и ТЦ «Авиапарк».
Ввод участка «Деловой центр» — «Петровский парк» в целом позволил улучшить транспортную ситуацию на северо-западе Москвы в нескольких жилых районах: Хорошёвском, Аэропорт, Тимирязевском и Савёловском, а также деловом центре «Москва-Сити». Кроме того, это частично разгрузило Кольцевую линию и участки радиальных веток и снизило автомобильную нагрузку на прилегающие магистрали, тем самым оказав положительное влияние на экологическую обстановку.

Фото: Пресс-служба Комплекса градостроительной политики
и строительства города Москвы