Строительство

Станция открыта 11 августа 1969 года в составе участка Горьковско-Замоскворецкой линии «Автозаводская» — «Каховская». После ввода её в эксплуатацию в Московском метрополитене стало 86 станций. С 1985 года линия работала в режиме вилочного движения, а с 1995 года выделена в отдельную Каховскую линию.

Обслуживала поезда Каховской линии и поезда Замоскворецкой линии, следующие в и из депо «Замоскворецкое».

С 30 марта 2019 года станция «Варшавская» стала конечной после закрытия «Каховской» для проведения реконструкции и включения в состав Большой кольцевой линии. С 26 октября того же года также закрылась на реконструкцию, в связи с чем прекратила своё существование вся Каховская линия.

Генеральный проектировщик и генеральный подрядчик по реконструкции станции — АО «Мосинжпроект».

Архитектурное решение

«Варшавская» построена по стандартному проекту: два ряда по 38 колонн, шаг колонн — 4 метра. На станции два подземных вестибюля. К западному вестибюлю вёл двухниточный эскалатор, работавший только на подъём пассажиров, и лестница, к восточному вестибюлю вела только лестница. Из западного вестибюля два выхода вели из подземного перехода на две стороны Чонгарского бульвара, из восточного вестибюля выходы вели на Варшавское шоссе, в торговый центр «Варшавский», а также на обе платформы остановочного пункта Варшавская Павелецкого направления железной дороги и к Каширскому проезду.

Путевые стены были отделаны белой с голубым отливом керамической плиткой, а также коваными изображениями польской столицы Варшавы. Авторы всех изображений – крупнейшие латвийские художники того времени Х. Рысин, А. Лапинь и Д. Бодниек. Четырёхугольные, расширяющиеся кверху колонны были облицованы серо-жёлтым мрамором с голубыми вкраплениями. Пол покрыт серым гранитом. Светильники скрыты в ребристом кессонированном потолке.

В 2019 году в рамках работ по реконструкции Каховской линии и её будущему включению в состав Большой кольцевой линии началась работа по замене всей отделки станции. При этом были произведены «лечение» и переборка тоннелей для того, чтобы обеспечить безопасный пропуск поездов. Также проведены работы по модернизации инженерной инфраструктуры. В частности, особое внимание специалисты уделили системам связи и безопасности. Так, на платформе станции установлена система дымоудаления, которая вмонтирована в колонны. Они отделаны плитами из нержавеющей стали для создания цветового контраста с обычными тёмными станционными колоннами, облицованными тёмным мрамором габбро.

Пол уложен плитами из светло-серого гранита, путевые стены облицованы белым саянским мрамором. На них заново установлены четыре декоративных чеканных панно с изображениями города Варшавы с условными названиями «Колонна Сигизмунда», «Варшавская Ника» (монумент «Героям Варшавы» 1939–1945 гг.), «Старый город», «Парусники на Висле». Во время реставрации их разобрали до мельчайших деталей, восстановили металл с помощью пескоструйной обработки, затем заново собрали и бережно вернули на место. К слову, они несут не только декоративную функцию, но и являются смотровыми дверями для возможной замены кабельно-проводниковой продукции. Более того, копии «варшавских» рисунков, выполненные на перфорированных металлических панелях, стали украшениями колонн в вестибюлях станции. А на стенах пассажирской зоны размещены панели с изображениями деревьев.

На платформе смонтировано архитектурное освещение – здесь полностью обновлены потолочные и настенные светильники, светодиодные конструкции индивидуального изготовления и другое электрооборудование. Всего установлено более 1200 светильников.

Реконструкция затронула и выходы из метро. Так, выход в сторону Чонгарского бульвара оформлен в виде стеклянного павильона и украшен перфорированными панелями, имитирующими «огни города». Перфорированные панели с изображениями деревьев также использованы при облицовке вентиляционных киосков.

В результате

По оценкам специалистов, к 2030 году пассажиропоток ТПУ «Варшавская» составит свыше 69 тыс. человек, в т. ч. станции БКЛ – почти 42 тыс. человек.

При этом интервал движения поездов на станции сократился до 1,6 минуты, а пассажиры получили возможность быстрее и с меньшим количеством пересадок добираться в десятки районов города. Например, время поездки от станции «Варшавская» до крупного транспортно-пересадочного узла «Печатники» сократилось в 4 раза — с 48 до 12 минут. До аэропорта Внуково путь уменьшился вдвое — до 40 минут, до станции «Университет» — почти в 2,5 раза и составляет 24 минуты. До «Текстильщиков» можно доехать всего за 15 минут и без пересадок.

В целом, ввод в эксплуатацию нового участка БКЛ и открытие в его составе станции «Варшавская» позволили улучшить транспортное обслуживание районов Нагатино-Садовники, Москворечье-Сабурово и Нагорный с суммарным населением 243,6 тыс. человек. Только в пешей доступности от «Варшавской» проживают 76,1 тыс. человек.

Андрей Бочкарёв, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства: «В дизайн станции после реконструкции новые декоративные элементы вписаны удачно. Например, архитектурное освещение. Конструкции со светодиодными панелями встроены в подвесной потолок. На вестибюлях и станции всего установлено 1224 светильника. Материалы отделки станции обновлены, но при этом она сохранила свой прежний декоративный облик.

При реконструкции станции «Варшавская» применены современные дизайнерские решения. При этом она сохранила свой архитектурный облик, а добавленные новые декоративные элементы удачно вписались в существующий дизайн. Например, архитектурное освещение. Конструкции со светодиодными панелями встроены в подвесной потолок. Станция стала удобнее. Для маломобильных граждан появился специальный лифт, подъёмная платформа».