Андрей Бочкарёв, заместитель Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства:Арки-порталы из нержавеющей стали являются основным художественным элементом станции. Восемь пилонов расположены с двух сторон центрального зала, связывая его с платформами.

Строительство

Сооружение станции «Рижская» велось на глубине более 60 метров из-за ее расположения в плотной городской застройке, рядом с железнодорожным вокзалом и оживленными транспортными развязками.
При строительстве применялся закрытый горнопроходческий способ. Сначала тоннелепроходческие комплексы возвели так называемые пилот-тоннели, после раскрытия которых уже был сооружен станционный тоннель. Рабочие спускались в шахту через вертикальные стволы диаметром 6 метров. Через них также подавались все материалы и оборудование.

Фото: Пресс-служба АО «Мосинжпроект»

Большая глубина и сложная геология вынуждали применять при строительстве станции буровзрывной метод разработки грунта. При этом в непосредственной близости от действующей станции «Рижская» Калужско-Рижской линии метро работы велись без использования тяжелой техники.
Строительство в стесненных условиях потребовало нестандартных инженерных решений.

Роман Евтушенко, директор проекта Дивизиона по строительству метро АО «Мосинжпроект»:Уникальным объектом для всего БКЛ стала бывшая монтажно-демонтажная щитовая камера глубиной порядка 40 метров, расположенная рядом со станцией. Ранее в круглом подземном сооружении диаметром 31,5 метра стартовали и финишировали тоннелепроходческие комплексы. Затем камера была преобразована в 9-этажное подземное сооружение, где разместили тягово-понизительную подстанцию мощностью 20кВ, обслуживающую станцию «Рижская» и оборудование. На подстанции имеются системы вентиляции, кондиционирования, водоснабжения, канализации, а также комплекс систем противопожарной безопасности.

Архитектурное решение

Дизайн станции «Рижская» определён по итогам международного архитектурного конкурса. Победителем стал проект российского архитектурного бюро Blank ARCHITECTS.
Арки-порталы из нержавеющей стали, ставшие ключевым элементом дизайна станции, символизируют въездные ворота в город. Всего 16 арок ведут из центрального зала платформенного участка непосредственно к поездам – по 8 с каждой стороны. С обеих сторон порталов по контуру установлены светодиодные светильники.

Центральный зал платформенного участка также освещает линия из 46 светильников. Они расположены вдоль свода потолка, между водозащитными декоративными металлическими зонтами. Боковые платформы дополнены рядом светильников, расположенных на стыке металлозонтов потолка и полукруглых чугунных тюбингов, которые выполняют функцию путевых стен и служат декоративным украшением станции.

Максим Пахомов, руководитель строительства, Дивизион по строительству метро АО «Мосинжпроект»:На потолке платформенного участка станции установлены специальные зонты, сделанные из сотового волокна. Они выполняют не только архитектурную функцию, но и защитную, в случае протечки вся вода будет стекать в специальные водоотводящие лотки.

В результате

Со станции «Рижская» БКЛ метро можно не только пересесть на Калужско-Рижскую линию, но и пройти к остановочным пунктам наземного транспорта, пассажирским платформам Рижского вокзала, пригородным поездам Рижского направления Московской железной дороги, к МЦД-2, а в перспективе – к МЦД-3 и МЦД-4.
«Рижская» разгрузила восточные и северные участки Сокольнической, Калужско-Рижской и Люблинско-Дмитровской линий, снизила нагрузку на прилегающую улично-дорожную сеть, улучшила транспортное облуживание районов Мещанский и Марьина Роща.

Фото: Пресс-служба Комплекса градостроительной политики
и строительства города Москвы