Строительство
Тесная городская застройка и оживлённый транспортный трафик центра столицы привели к необходимости строительства станции на глубине более 60 метров. Сложность работ увеличилась и из-за геологических особенностей места: во время проходки тоннелей водоприток достигал более 200 кубометров в час.
Для обеспечения наибольшей прочности «Рижскую» решено было сделать пилонной – это станция, состоящая из центрального и двух боковых независимых залов, отделённых друг от друга железобетонными колоннами (пилонами) с проходами между ними.
Из единственного вестибюля станции метро «Рижская» БКЛ есть проход в сквер у Рижского вокзала. С восточной стороны платформы у пассажиров есть возможность перейти на станцию «Рижская» оранжевой ветки метрополитена.
8 апреля 2015 года постановлением Правительства Москвы будущая станция была названа «Ржевской» – по находящейся рядом одноимённой железнодорожной платформе, однако 5 ноября 2019 года возвратили старое название – такое же, как у станции, расположенной на радиальной линии.
Архитектурное решение
Дизайн станции «Рижская» определён по итогам международного архитектурного конкурса. Победителем стал проект российского архитектурного бюро Blank ARCHITECTS. Архитекторы – Татьяна Леонтьева (главный архитектор), Елена Панфилова-Корсакова, Александра Разина, Магма Кмита – учли местоположение будущей станции рядом с бывшей Крестьянской Заставой, через которую долгое время посетители Москвы въезжали в город.
Символом «ворот», встречающих всех приезжих, выбрали арку. Этот архитектурный элемент, через который пассажиры входят в наземный вестибюль «Рижской», затем несколько раз повторяется и в дизайне платформы. 16 таких металлических 4-метровых арок-порталов ведут непосредственно к поездам. Их сложная криволинейная форма обусловлена, с одной стороны, желанием создать выразительный архитектурный элемент, с другой – необходимостью вписаться в конструкцию типовой станции.
Смешав хай-тек и романский стиль, архитекторы получили строгий лаконичный дизайн. Однако он не кажется монотонным, благодаря геометрии прямых линий, игре света, сочетанию яркого мрамора, гранита, стекла и металла. Всё это, как и задумывали авторы, создаёт впечатление свободной открытой территории.
Архитекторы приложили много усилий, чтобы вписать станцию в окружающее пространство. Иллюзию лёгкости и естественности поддерживает прозрачный павильон станции со стеклянной стеной, за которой видна сутолока Рижского вокзала. Ассоциацию временного портала продолжают декоративные цифровые часы на центральной стене, также сделанные в форме арки и тоже как бы приглашающие в путешествие по старой и современной Москве. Стилистику вокзала и одноимённой станции метро подчёркивают жёлтые оттенки на входе «Рижской» БКЛ. Ближе к выходу они постепенно переходят в более спокойную цветовую гамму.
Выход в город ведёт к остановочным пунктам наземного транспорта, пассажирским платформам Рижского вокзала, пригородным поездам Рижского направления Московской железной дороги, а также к пригородно-городским поездаям Курско-Рижского железнодорожного диаметра (МЦД-2 Подольск-Нахабино). В перспективе, помимо пересадки на оранжевую ветку метро, МЦД-2 и пригородные поезда Рижского направления, здесь можно будет перейти на Ленинградско-Казанский (МЦД-3 Зеленоград-Раменское) и Киевско-Горьковский (МЦД-4 Апрелевка-Железнодорожный) железнодорожные диаметры. В итоге, в одном месте соединится сразу пять линий скоростного рельсового транспорта: это будет один из крупнейших ТПУ в Москве.
В результате
Станция «Рижская» разгрузила восточные и северные участки Сокольнической, Калужско-Рижской и Люблинско-Дмитровской линий, улучшила ситуацию с транспортом в Мещанском районе и Марьиной Роще.
Время поездки от станции «Рижская» до «Сокольников» сократилось в 5,5 раз — с 17 до 3 минут, а до «ЦСКА» — в 2,5 раза: с 30 до 12 минут. Снизилась нагрузка на улично-дорожную сеть: улицу Сокольнический Вал, Третье транспортное кольцо (ТТК), проспект Мира, Дмитровское шоссе, улицы Русаковскую, Гастелло и Шереметьевскую.
Роман Евтушенко, директор проекта дивизиона по строительству метро АО «Мосинжпроект»: «Стандартно, станции мелкого заложения — это обычно железобетон, а на станциях глубоко заложения всё сделано из чугунных нержавеющих тюбингов, а далее идут архитектурные вкрапления. На потолках мы с вами видим специальные зонты, они сделаны из сотового волокна. Они выполняют не только архитектурную функцию, но и защитную, при протечке вся вода будет стекать в специальные водоотводящие лотки. Арки сделаны из нержавеющей стали, окантованные специальными светодиодными светильниками. Внизу на полах шимановский гранит, также использовался мрамор. Станция пересадочная, у станции Калужско-Рижской линии достаточно древняя отделка, поэтому, чтобы мрамор коррелировал мы заказали специальный мрамор Indus Gold из Индии».