Строительство
Станция «Электрозаводская» входит в состав северо-восточного участка БКЛ длиной около 14 км. Её начали строить в 2016 году в Басманном районе. Станцию возводили в центральной части города, где сосредоточено множество инженерных коммуникаций. Работы велись в условиях сложной гидрогеологии и потребовали специальных технических решений. В частности, необходимо было спроектировать вынос инженерных коммуникаций из зоны стройки: сети связи, водопровод, дождевую канализацию, канализационные трубопроводы.
Собственно строительство велось открытым способом. На стадии котлована изъяли более 130 тыс. кубометров грунта, а при возведении основных монолитных конструкций уложили 33 тыс. кубометров бетона. Станцию оснастили самыми современными системами противодымной защиты, вентиляции, водопровода, пожаротушения, связи и электроснабжения. Было смонтировано почти 500 км кабельно-проводниковой продукции и порядка 16 тыс. единиц инженерного оборудования.
«Электрозаводская» сооружалась в два этапа. На первом построили платформенную часть с вестибюлем и выходом к путям Казанского направления МЖД и к наземному переходу на Арбатско-Покровскую линию. На втором соорудили подземную пересадку между станциями «Электрозаводская» БКЛ и Арбатско-Покровской линии метро. В рамках этого этапа строительство вели горным способом с пошаговой цементацией грунта под железнодорожными путями и действующей станцией «Электрозаводская» синей ветки метро.
До завершения строительства БКЛ станция работала в составе Некрасовской линии. Для этого за «Электрозаводской» (в сторону станции «Лефортово») был обустроен однопутный оборотный тупик, в котором происходил оборот поездов с троекратной сменой кабины управления — этот способ называется «коленками назад».
Архитектурное решение
«Электрозаводская» — станция с белым оштукатуренным потолком, чёрными колоннами и светильниками из нержавеющей стали, отсылающими к дизайну одноимённой станции Арбатско-Покровской линии, особенностью которой как раз служат огромные круглые светильники. На станции БКЛ дизайнеры решили сделать круглые световые ниши, в нижней части которых и были смонтированы современные светильники.
На станции один наземный вестибюль с выходом в Гольяновский проезд. Вход в вестибюль выполнен в виде «стеклянного портала», сделан полукругом, а из-за планировочных ограничений сзади отрезан по прямой. В самом вестибюле синий потолок, символизирующий небесный купол, подчёркнут стенами стекла, за которым встроены лампы, создающие ощущение дневного света. Архитектурный облик вестибюля определен контрастным сопоставлением облицовочных материалов – гладкие панели многослойного стекла триплекса и алюминиевые просечные панели со стеклянными полированными поверхностями витражей.
Пассажирская зона «Электрозаводской» – двухуровневая с четырьмя лестницами, ведущими с платформы на верхний уровень, расположенный над правым перегонным тоннелем.
На одной из путевых стен размещено масштабное историческое панно «Битва героев» народного художника России Александра Рукавишникова, на котором запечатлён собирательный образ защитника Древней Руси. Оно выполнено на стекле в технике многоцветной печати. В сочетании с другими декоративными элементами станции — подсветкой и объёмными конструкциями — создаётся целостная пространственная композиция. На панно автор поставил свою подпись. А в честь открытия панно на одной из колонн закреплена памятная доска.
На базе «Электрозаводской» создан транспортно-пересадочный узел (ТПУ), один из главных объектов которого — пешеходный мост через реку Яузу, остеклённый полупрозрачным поликарбонатом. Его общая длина — 111 метров, длина пролёта — 85 метров. Он связал между собой кварталы Басманного района, Семёновскую набережную — с Рубцовской, а ТПУ — с жилой застройкой на другом берегу реки.
В рамках создания ТПУ реконструирована улично-дорожная сеть, в составе хаба строится жилой комплекс площадью более 42 тыс. кв. м с собственным торговым павильоном и подземным паркингом на 260 машин. Рядом с транспортно-пересадочным узлом создаётся сквер площадью 1,6 га.
В результате
С открытием станции «Электрозаводская» возникла транспортная связка между станциями метро «Электрозаводская» БКЛ и Арбатско-Покровской линии, а также платформой Электрозаводская Казанского направления МЖД, которая станет частью маршрута Ленинградско-Казанского железнодорожного диаметра (МЦД-3 Зеленоград — Раменское).
«Электрозаводская» БКЛ улучшила транспортное обслуживание района Басманный, а в рамках БКЛ разгрузила центральные узлы московского метро и участки Калининской, Арбатско-Покровской и Сокольнической линий подземки. Так, ежедневно более 10 тыс. человек экономят до 20 минут при поездках в соседние районы. Также на 10 % разгружена «Электрозаводская» Арбатско-Покровской линии. На 7 % разгрузились улицы Бакунинская и Большая Семёновская.