В 1764 году Екатерина II подписала указ об учреждении Воспитательного общества благородных девиц. Женские училища превратились в целую систему учебных заведений уже при императрице Марии Фёдоровне, жене Павла I. Именно её письмо о создании нескольких новых заведений и положило начало будущему московскому Александровскому женскому институту, а в первые годы — Мещанскому женскому училищу, с 1812 года располагавшемуся а районе Марьина Роща, на Божедомке.
Начало
2 января 1804 года Мария Фёдоровна поднесла сыну «представление о новом училище в Москве». Здание нашлось довольно быстро — специально возводить новое не планировалось. Был избран дом Медицинской конторы, «находившийся в Кудрине, рядом с Пресненской частью» (сейчас — Баррикадная, 2/1, строение 1), специально подготовленное для новых задач.
Ещё до приёма первых пансионерок был продуман полный штат училища — пять классных дам, одна из которых с обучением вышиванию, учителя Закона Божия, русского и французского языков, географии и истории России, арифметики, рисования, чистописания и рукоделий, 15 служанок, лекарь, эконом, швейцар и унтер-офицер для надзора за чистотой и «нижними служителями», перочинщик (с жалованием унтер-офицера!) и множество ещё необходимых для быта и наук служителей и специалистов.
Девиц было решено принимать для младшего класса не моложе 11 лет (но не старше 12-ти), а для старшего — не моложе 13 и не старше 14-ти. Обучение было рассчитано на шесть лет, причём позволялось также принимать не только бедных девиц на казённое содержание, но и «платных» пансионерок на содержании родителей или иных людей, однако званием они отличаться от основного состава никак не могли. В училище предполагалось воспитывать именно девиц среднего звания и по большей части бедных — «надобно, чтобъ работу рукъ своихъ почитали онѣ первѣйшимъ своимъ пособіемъ и повиновеніе главнѣйшею своею должностію». Впрочем, дочерей представителей низших сословий (как дочь мелкого чиновника — губернского регистратора) тоже принимать в училище не полагалось.
Дортуар педагогических курсов при московском Александровском институте
Порядки
Девицы не должны были и помыслить о нарядах, пышности, щегольстве и прочих угрозах их добродетели. Неспособных к наукам и рукоделию предлагалось отводить на кухню, сводить с экономкой и кухаркой, чтобы приучать к «домостроительству и хозяйству». За здоровьем воспитанниц полагалось строго следить, постоянно проветривая комнаты, соблюдая чистоту и отправляя девочек на прогулку по саду даже зимой, чтобы они «в тёплом одеянии прогуливались по нему и делали бы движение».
К открытию училища были составлены не только должностные инструкции для инспектрисы и классных дам, но и расписание целого дня воспитанниц. Вставать полагалось в 6 часов, одеваться и заправлять постели, с 7 до 8 идти в классы, читать молитву, завтракать и прогуливаться в хорошую погоду. Дальше следовало приготовиться к урокам, которые начинались в 9 и продолжались до 12 часов. После обеда следовало вновь готовиться к урокам, но младшим разрешалось «забавляться» в классах или в саду, следующие урочные часы длились с 14 до 17 часов. После уроков «полчаса делают движение и полдничают». С 18 до 20 старшие рукодельничают, младшие либо занимаются с классной дамой чтением, шитьем и вязанием чулок, либо «забавляются разными играми в классах или в саду, смотря по погоде». В 8 вечера все ужинают, затем молитва, немного приготовления уроков и отбой. У старших в десять, у младших — в половине десятого. Мытьё, проверка белья и «чесание голов» проводились также централизованно, по средам и субботам после обеда.
В воскресенье и по другим праздничным дням после обедни все воспитанницы собираются в большую залу для свидания с родственниками. В иные часы родным посещать девочек не разрешается. Шесть часов занятий в день уделялось всем положенным предметам: русскому языку, арифметике, истории, географии, французскому языку, рисованию. Был изыскан способ нанять отдельного учителя для тех, кто русской грамоте до поступления не был обучен, а катехизатора для трёх лютеранок приспособили ещё и для обучения девиц немецкому языку.
Экзамены сдавали ежегодно, и лучшие непременно отмечались за выдающиеся успехи. Первый выпуск состоялся в 1808 году: лучшие удостоились медалей; беднейшим из хороших учениц была выделена материальная помощь. Довольно скоро были придуманы и педагогические классы: окончившие общий курс, оставленные для дальнейшего обучения при училище, назывались «пепиньерками».
Новоселье
Уже к 1811 году для училища было подготовлено новое место. Здание на Новой Божедомке (улица Достоевского), построенное Иваном Жилярди для Вдовьего дома, было передано училищу. В особняке возле Кудринской площади должен был разместиться Вдовий дом. Это филантропическое заведение для вдов героев войн открылось там позднее, потому что в 1812 году особняк был почти полностью уничтожен, а нынешнее здание (Институт усовершенствования врачей) — результат уже послевоенной перестройки.
А что же с училищем? В июне 1812 года дамы торжественно отметили при высочайшем внимании и подарках переезд в новое здание, а уже в начале августа все заведения под началом императрицы-матери были вынуждены покинуть Москву. Училище отправило своих подопечных в отпуск по домам «вплоть до особых распоряжений».
Не взятых пансионерок как Екатерининского института, так и Александровского училища было решено под надзором инспектрисы, классных дам, лекаря и унтер-офицеров эвакуировать в Казань. В Москву вернулись, как только здание было приведено в порядок. После войны высокая покровительница училища ещё успела внести изменения в образовательный процесс, утвердить новое разделение на отделения (что позволяло сокращать количество учениц в классе), количество учебных часов по каждому предмету, создание подготовительных классов, и вообще, постаралась улучшить качество преподавания. А в 1821 году сами воспитанницы попросили обучать их и церковному пению.
Изменения
14 сентября 1826 года училище посетил император Николай Павлович и заметил «совершенное благоустройство» во всех частях этого заведения. Подробнейшая история (напечатанная в 1905-м Г. П. Георгиевским) описывает расширение и благоустройство Института из года в год, при разных императрицах и государях. Заметно, что со временем отлаженная система, дававшая крепкое педагогическое образование и обеспечивавшая верный заработок своим выпускницам, изменилась. Число учениц увеличивалось, помещения достраивались, добавлялись новые дисциплины (включая и гимнастику), утверждались новые формы экзаменов и наград, менялось число лет обучения, и даже границы сословий были стёрты. Инспектрисы превратились в начальниц, а в почётных опекунах в 1898-1914 годах состоял, например, генерал Александр Александрович Пушкин, сын поэта.
К XX столетию институт стал одним из множества российских женских учебных заведений, которые легко представить хотя бы по замечательной книге Александры Бруштейн «Дорога уходит в даль…». Индивидуальность мещанского училища стерлась. История Александровского института закончилась, как легко догадаться, в 1918 году. А списки и фотографии награждённых шифром (знаком отличия), медалью или браслетом девиц до сих пор можно увидеть — уже в интернете.