Война и мир главного аэропорта Москвы

Война и мир главного аэропорта Москвы, фото

Аэропорт Внуково

Для выкапывания грунта под будущие здания и взлётнопосадочную полосу использовались обычные лопаты, для перевозки земли — лошади и носилки. Мёрзлую землю приходилось порой взрывать. Не хватало стройматериалов. В общем, история Внуковского аэровокзала начиналась нелегко.

Первый аэродром в Москве появился в 1910 году на Ходынском поле. Тогда город ещё не был столицей, а авиатранспорт только развивался. Но уже спустя пару десятков лет пассажиропоток и объём грузоперевозок сильно возросли. Ходынка не справлялась, а расширение аэропорта из-за плотной жилой застройки вокруг было невозможно. Возникла необходимость разгрузить аэродром. Так у Москвы появились ещё две воздушные гавани. Сначала был сооружён закрытый ныне аэропорт Быково, а в 1937 году началось строительство аэровокзала близ деревни Внуково — сейчас одноимённый аэропорт является старейшим из действующих в Москве.

Внуково: на старте

Точкой отсчёта истории аэропорта можно считать Постановление правительства СССР «О развитии и оснащении гражданской авиации» от 1936 года. Согласно документу, предписывалось построить новый «Московский центральный аэропорт». Мест для будущей воздушной гавани, которую планировалось сделать главным аэропортом советской столицы, предлагалось немало, всего аж 16 участков. Выбор в пользу территории близ деревни Внуково был сделан по нескольким причинам: это и близость к железной дороге, которая вела в Киев, и отсутствие каких-либо оврагов; к тому же эта точка — самая высокая над уровнем моря в окрестностях Москвы: более 200 метров.

Сегодня аэропорт Внуково занимает 823 га. Для сравнения: на этой площади можно разместить 1152 футбольных поля.

Под строительство аэропорта отвели территорию в 874 га. Работы, начавшиеся в 1938 году, шли тяжело: большую их часть вручную вели тысячи простых рабочих и заключённых, оборудования было крайне мало, использовали лопаты и гужевой транспорт. В дефиците была не только техника, но и бетон, поэтому взлётно-посадочная полоса оказалась недостаточно широкой, — в сторону обеспечивавшего строительство Главного управления гражданского воздушного флота (ГУГВФ) посыпались обвинения в расточительстве дефицитного материала.

Как вспоминал его руководитель, один из участников спасения челюскинцев и Герой Советского Союза Василий Молоков, во Внуково пришлось пригласить наркома обороны Климента Ворошилова. На его глазах лётчица Валентина Гризодубова подняла в воздух транспортный самолёт Ли-2 и, проделав круг, успешно посадила машину на полосу. В результате все обвинения были признаны несостоятельными.

Несмотря на трудности, ввод первой очереди аэропорта Внуково в эксплуатацию был запланирован на июль 1941 года, а торжественное открытие на 18 августа — День Воздушного флота СССР. Впрочем, центральным столичным гражданским аэродромом Внуково стало лишь через несколько лет. Всему виной Великая Отечественная война, начавшаяся 22 июня 1941 года. О торжественном открытии пришлось забыть. 2 июля была введена в строй первая очередь аэропорта, и уже совсем скоро туда начали перенаправлять подразделения гражданской авиации. Теперь они стали военными и были зачислены в состав действующих войск Красной армии. Сам же аэропорт Внуково, едва открывшись, стал крупной военной базой.

Война и мир главного аэропорта Москвы  фото

Боевой путь внуковцев

На следующий день после начала войны на территории новой воздушной гавани была образована Московская авиагруппа особого назначения (МАГОН) — изначально две авиаэскадрильи, но окончательно в неё включили 138 самолётов. Основную часть парка составляли военно-транспортные Ли-2. Внуковская авиагруппа участвовала в важнейших операциях Великой Отечественной. Её экипажи перевозили солдат и технику, перебрасывали воздушно-десантные войска, эвакуировали раненых и снабжали партизан. Во Внукове также были расквартированы два истребительных авиаполка ПВО и крупный военный гарнизон.

Именно самолётом МАГОН в Ленинград в сентябре 1941 г. вылетел назначенный командующим Ленинградским фронтом Георгий Константинович Жуков. Для него выделили специальный отряд во главе с майором Александром Лебедевым. Он вспоминал, что полёт был крайне рискованным. Когда борт с Жуковым и другими офицерами пролетал над Ладогой, в небе появились немецкие «мессершмиты» и попытались атаковать самолёт. Но группа сопровождения в трудном бою смогла отбиться.

По мере приближения боёв к Москве становилось ясно, что Внуково грозит серьёзная опасность. Несмотря на маскировку, часть бомб попадала на аэродром и на близлежащий посёлок. В октябре было принято решение эвакуировать аэропорт, а все важнейшие объекты заминировать. Самолёты передислоцировали в Казань, Куйбышев, а также на Ходынку. В начале ноября 1941 года во Внукове заложили на случай отступления до 4000 кг взрывчатых веществ. Однако вскоре после успешного декабрьского контрнаступления техника была возвращена. Аэропорт Внуково продолжал работать как военная база вплоть до окончания войны.

Особую роль Московская авиагруппа сыграла во время блокады Ленинграда. Пока поставки по Дороге жизни через Ладожское озеро ещё не были налажены, осенью 1941 года авиация обеспечивала значительную часть снабжения. На линии в этот период работало более 60 самолётов, из них 30 — из внуковской авиагруппы. Требуемый минимум доставки грузов в северную столицу неоднократно превышался, а рекорд был поставлен 21 ноября 1941 года — 214 тонн.

Война и мир главного аэропорта Москвы  фото

Аэропорт Внуково с высоты птичьего полёта в последние дни ВОВ

На службе мирному небу

После Победы вновь стали актуальны планы, связанные с мирной гражданской авиацией. Во Внукове возобновились масштабные строительные работы, а уже 30 августа 1945 года ГКО принял постановление о переводе туда из Ходынки Центрального Московского аэропорта. Мосгорисполком обязали организовать стоянку такси и постоянный автобусный маршрут из Москвы. К ноябрю 1945 года все основные службы были перенесены с Ходынки во Внуково. Кроме того, воздушная гавань стала первой, совершавшей из Москвы международные рейсы.

С тех пор было утверждено постоянное расписание аэропорта, состоявшее сперва из более чем 20 внутренних рейсов. Среди пунктов назначения — почти все столицы союзных республик, Ленинград, Архангельск, Красноярск и даже Хабаровск. Международные направления связали Москву с рядом городов Германии, а также с Прагой, Веной, Софией, Бухарестом, Тегераном и некоторыми другими крупными городами.

Война и мир главного аэропорта Москвы  фото

В аэропорту Внуково. 1959 г., Россия, Москва, ЗАО, Внуково. Фото Harrison Forman 

Внуково стало ещё и площадкой для испытания новых самолётов: в первые послевоенные годы здесь испытали Ил-12, Ил-14, а также первый отечественный реактивный самолёт Ту-104. На рубеже 1950–1960-х годов близ Москвы появилось ещё два аэропорта — Шереметьево и Домодедово. Однако Внуково отнюдь не потеряло своё значение. До сих пор аэропорт обслуживает рейсы высших российских чиновников, а также глав иностранных государств, прибывающих в Москву. Первые правительственные вылеты отсюда были совершены ещё в 1956 году.

Здесь же в апреле 1961 г. встречали после исторического полёта Ю. А. Гагарина. Торжественные встречи космонавтов во Внукове стали традиционными. Туда прибывали все успешно приземлившиеся экипажи, в том числе первая женщина-космонавт Валентина Терешкова и Алексей Леонов — первый человек, вышедший в открытый космос.

Война и мир главного аэропорта Москвы  фото

Никита Хрущёв и Юрий Гагарин. Аэропорт Внуково, Москва. Фото: Леонид Лазарев. 14 апреля 1961 года

К московской Олимпиаде 1980 года аэропорт подвергся очередной реконструкции — теперь он мог обслуживать свыше четырёх тысяч пассажиров в час. Сюда прилетали участники игр и гости со всех уголков мира. В том же 1980 году из Внукова был совершён сверхдальний перелёт в Антарктиду на самолёте Ил-18Д.

Работа аэропорта была отмечена множеством наград, в том числе орденом Трудового Красного Знамени. В последние советские годы его ежегодный пассажиропоток превышал 5-6 млн человек. В частности, только с 1976 по 1980 год он перевалил за отметку в 30 млн. В 1990 году аэропорт принял более 13 млн человек. Однако распад Союза, тяжелый экономический и политический кризис привели к резкому падению перевозок. Объемы пассажиропотока очень долго не могли достичь хотя бы показателя 1970-х гг: в 2004 году он едва перевалил за 2 млн. Однако за счёт очередной реконструкции и значительных инвестиций столичного правительства Внуково смог вновь стать одним из ведущих аэропортов России. В 2018 году пассажиропоток стал рекордным за всю историю воздушной гавани: он достиг почти 21,5 млн человек. При этом примерно две трети всех рейсов из Внукова — внутрироссийские. Сейчас аэропорт Внуково — третий по объёму обслуживаемых пассажиров (впереди только столичные Шереметьево и Домодедово). В 2018 году ему присвоено имя великого авиаконструктора Андрея Николаевича Туполева.

Читайте также

Фильтр