Сладкая империя Абрикосовых

Сладкая империя Абрикосовых, фото

«Товарищество А. И. Абрикосова сыновей»

К началу XX века гигантская империя Абрикосовых включала в себя склады, кондитерские и чайные магазины, кафе в Москве и Петербурге, Одессе и Иркутске, Нижнем Новгороде и Владивостоке, плантации и заводы в Крыму… и небольшую усадьбу Внуково в Подмосковье.

Имя Абрикосова гремело на всю Россию. Они единственные из русских фабрикантов-кондитеров составляли достойную конкуренцию иностранцам: Борману и Конради, Сиу и Эйнему… Сады, сахарный и консервный заводы в Крыму позволили добавить к традиционному кондитерскому ассортименту глазированные фрукты (которые прежде выпускали преимущественно немецкие компании), варенья и компоты, а также и баклажанную икру, фаршированные перцы и помидоры, кабачки и т. д. Получившая в 1899 году почётное звание Поставщика двора компания контролировала немногим меньше половины торговли кондитерскими изделиями в России, а её оборот составлял более 2 млн рублей.

Производство Абрикосова помимо сопутствующих подразделений (лаборатории и ящичного цеха) имело собственный цех по изготовлению упаковок из жести и картона, который возглавлял зять основателя дела профессиональный художник Фёдор Михайлович Шемякин.

А сами абрикосовские упаковки были достойны поэмы. Для публики попроще — жестянки в виде плетёных коробов и саквояжей, тележек и бочек на колёсах; картонажи в форме глобусов и книг. Отслужив своё в качестве коробки для конфет или печенья, они становились игрушкой для детей или применялись в домашнем быту для хранения ниток, пуговиц и прочих мелочей. Для покупателей побогаче — деревянные коробки, обтянутые бархатом и шёлком с нарисованными от руки цветами, птичками и т. п. Наполненные шоколадом и конфетами, они были прекрасным подарком дамам, тем более что форма и размеры упаковки позволяли использовать её и в качестве коробки для перчаток.

«Умные» сладости

Владельцы кондитерских фабрик без устали соревновались друг с другом в разнообразии изображений на бонбоньерках и фантиках, имевших вполне дидактическое значение. Так, Абрикосовы выпускали серийный шоколад «Этнографический», знакомивший покупателей с народами России; «Зоология рыб» с детальными изображениями щук, язей и сигов; «Бабочки» с такими же точными рисунками махаонов, адмиралов и их латинскими названиями.

Серийными были и рекламные открытки Абрикосовых: «Древняя Москва», где вид памятника сопровождался его подробным описанием, или «Сказки Пушкина» в иллюстрациях Бориса Зворыкина… Как и другие производители сладкого, Абрикосовы печатали к своей продукции красочные вкладыши. Это могли быть картинки для вырезания или поздравительные карточки. Кроме того, в магазинах Абрикосовых можно было приобрести фарфоровые игрушки, к которым прилагались конфеты, шоколад с сюрпризами внутри, а к Пасхе — шоколадные яйца разных размеров.

Кондитерский креатив

В эпоху, когда предпринимательский успех определялся в первую очередь изобретательностью, Абрикосовы регулярно баловали публику «новостями» — то есть новинками производства или рекламы. Персонал абрикосовских магазинов придумывал необыкновенные приманки для покупателей: например, устраивал в магазинах выставки пасхальных яиц перед Пасхой или новогодних подарков зимой; подряжал на работу в одном магазине только блондинок, а в другом — исключительно брюнеток, о чём заблаговременно извещал публику…

Шоколад «Зоологический» украшали изображениями животных, в том числе белых медведей во льдах. Эта обёртка послужила прототипом для советских конфет «Мишка на Севере».

Считается, что изготавливать к Рождеству завёрнутые в разноцветную фольгу фигурки рождественского деда (современного Деда Мороза) и зайчика придумали именно у Абрикосовых, и эта традиция сохранялась фабрикой, получившей имя революционера П. А. Бабаева, все советские годы и дожила до наших дней. А к юбилею А. С. Пушкина, торжественно отмеченному в 1899 году, были выпущены медали с профилем поэта, которые получил каждый московский гимназист.

Имели значение и названия изделий. «Товарищество А. И. Абрикосова сыновей» славилось конфетами, приготовленными на фруктовых соках. Они так и назывались: айвовые, лимонные, апельсинные, рябиновые, барбарис… Идя в ногу со временем, фабриканты давали конфетам и другие названия: «Интернациональные», «Прогресс», «Цеппелин» и «Воздухоплаватели»…

Сладкая империя Абрикосовых  фото

А.И. Абрикосов с женой и внуками

Дней Абрикосовых прекрасное начало

Между тем начиналось всё довольно скромно. Основателем династии был Степан Николаев — крепостной крестьянин помещицы Левашевой из Пензенской губернии. Уже в зрелом возрасте он перебрался в Москву и в 1804 году занялся кондитерским ремеслом. По семейной легенде, особенно удавалась ему абрикосовая пастила, благодаря чему и появилась «вкусная» фамилия, ставшая визитной карточкой семейного предприятия. Семейное дело продолжили сыновья Николаева — и поначалу даже преуспевали, но потом удача от них отвернулась.

Зато к внуку судьба благоволила. Внук Степана Абрикосова Алексей, выучившись у немецкого кондитера Гофмана, в 1847 году открыл собственную «конфектную» мастерскую. Спустя два года Абрикосов женился на Агриппине Мусатовой, происходившей из семьи владельца табачной и помадной фабрик. Её сестра была замужем за знаменитым чаеторговцем К. А. Поповым. Этот брак и стал основанием империи Абрикосовых. Во-первых, полученные в результате женитьбы связи и пять тысяч рублей приданого позволили Абрикосову развернуть масштабное кондитерское производство. Во-вторых, у счастливой пары было завидное потомство — 10 сыновей и 12 дочерей.

В лучших традициях русского купечества Абрикосовы много занимались благотворительностью. Алексей Абрикосов входил в Комитет помощи участникам Турецкой войны 1877-1878 годов и в совет Общества бесплатных квартир… Его супруга основала родильный приют на Миусской площади, который после её смерти стал называться вполне по-современному — родильным домом и получил имя благодетельницы.

Именно сыновья Абрикосова, выкупив у отца кондитерскую фабрику и учредив в 1880-м «Товарищество А. И. Абрикосова сыновей», начали бурное развитие семейного предприятия, уделив огромное внимание рекламе и организации производства, включая не только механизацию основных процессов и соответствие самым строгим требованиям гигиены, но и социальную поддержку работников.

При фабрике был устроен рабочий городок с общежитием для одиноких и семейных, больницей, столовой, клубом, детским садом и церковью и — впервые в России — с фабричным магазином, в котором сласти продавались сотрудникам со значительной скидкой. Регулярно проводившиеся дни открытых дверей помогали вербовать свежую рабочую силу, привлекая её порядком и бытовыми удобствами, а также демонстрировали покупателям высокие стандарты производства и исключительную чистоту. В начале XX в. около 2 тыс. рабочих «Товарищества А. И. Абрикосова сыновей» производили 400 тонн кондитерской продукции в год.

Славные потомки

Многочисленные дети Абрикосовых произвели на свет многочисленных внуков, для воспитания которых Абрикосовы-старшие построили в Подмосковье обширную усадьбу с просторным барским домом с колоннами, цветниками, прудами и тенистыми аллеями — Внуково.

Счастливое детство во Внукове и «предприимчивые» гены сыграли свою роль: внуки и правнуки Абрикосовых поддерживали славу фамилии. Дмитрий Иванович Абрикосов в 1921-1925 годах возглавлял старое российское посольство в Японии, где до 1925 г. Советскую Россию не признавали. Хрисанф Николаевич Абрикосов стал корреспондентом, секретарём и горячим последователем Льва Толстого. Патологоанатом Алексей Иванович Абрикосов в 1924 году руководил вскрытием тела Владимира Ленина. Михаил Фёдорович Шемякин (тоже внук А. И. Абрикосова) стал известным художником… Из той же семьи вышли артисты Театра им. Е. Вахтангова Андрей Львович и Григорий Андреевич Абрикосовы, нобелевский лауреат физик Алексей Алексеевич Абрикосов… Так что границы империи Абрикосовых расширились далеко за пределы кондитерского дела.

Читайте также

Фильтр