МАГОН: внуковские герои неба 

МАГОН: внуковские герои неба , фото

Московская авиационная группа особого назначения

С началом войны гражданскую авиацию СССР подчинили наркомату обороны. Наркомат тут же сформировал МАГОН — Московскую авиационную группу особого назначения. Базировалась она на аэродроме Внуково. Гражданские пилоты приступили к выполнению боевых задач.

Внуково — старейший из ныне действующих аэропортов Москвы. Его строительство началось в 1937-м. Причиной стала перегруженность других столичных аэропортов. Работы, правда, затянулись. В эксплуатацию Внуково сдали 2 июля 1941-го. Тянуть дальше было просто нельзя: немцы стремительно наступали. Незадолго до этого, 23 июня, особым приказом была образована Московская авиационная группа особого назначения. Перед вчерашними гражданскими пилотами ставили стратегически важные задачи. Их призывали, когда нужно было высадить десант в тыл врага, доставить снаряжение и припасы, эвакуировать раненых или перегнать в Союз британские самолёты. За годы войны лётчики МАГОН (или иначе — МАОН) побывали на всех участках фронта: от Волги до Рейна и от Балкан до Туманного Альбиона.

МАГОН и партизаны: поддержка с воздуха

У партизан, действовавших в тылу вермахта, не было своей авиации, зато были аэродромы — самодельные. Известно минимум четыре крупные посадочные площадки, построенные партизанами прямо посреди брянских лесов. Обнаружить такие аэродромы немецкой разведке было крайне тяжело, но и советским лётчикам требовалось невероятное мастерство и точность, чтобы приземлиться на самодельной взлётно-посадочной полосе. Главные проблемы: неровная поверхность полосы и высокие деревья. Заденешь верхушку крылом или хвостом — и потом уже костей не соберёшь. Основная и наиболее известная ВПП находилась возле Смелижа. Эта деревня стоит на берегу реки Неруссы (приток Десны), далеко на юго-запад от Брянска. Местный аэродром был самым крупным из всех лесных аэродромов, а сам Смелиж стал чемто вроде партизанского центра. Сюда стекались ополченцы из Брянска, Можайска, Чернигова, Могилёва и даже Смоленска.

Аэродром работал интенсивно. В мае 1942-го между Смелижем и Москвой был установлен прямой авиационный маршрут. По нему и курсировали лётчики МАГОН, совершая по несколько перелётов в сутки. Полёты были возможны только ночью, а ориентироваться при посадке приходилось по кострам, которые разводили партизаны. Из столицы в Смелиж доставляли боеприпасы, продовольствие и оружие. От партизан требовалось быстро разгрузить самолёты и распределить поставки. Обратно лётчики везли раненых, а иногда и пленных немецких офицеров для допросов. Бывали и особые рейсы. Так, в Смелиж привезли известного поэта, переводчика и драматурга Анатолия Софронова. Он прибыл из Москвы, чтобы поддержать боевой дух партизан. В ночь с 6 на 7 ноября 1942 г. Софронов исполнил у партизанского костра под Смелижем самую известную из своих песен — «Шумел сурово Брянский лес» (музыка Сигизмунда Каца), прославлявшую подвиги партизан. Сейчас эта песня является гимном Брянской области.

МАГОН: внуковские герои неба   фото

Крымские полёты

МАГОН была задействована практически во всех крупных операциях Красной армии. Особняком, однако, стоят боевые действия в Крыму. Тут лётчики работали на пределе человеческих возможностей, проявляя удивительные мужество, отвагу и профессионализм. Летом 1942-го германские войска предприняли третью попытку захвата Севастополя. Защитники города отчаянно обороняли главную базу Черноморского флота, но вскоре стало ясно, что её падение — вопрос времени. Сказывались дефицит припасов, продовольствия, а также огромное численное преимущество, которое имел здесь вермахт. Ставка организовала переброску в осаждённый Севастополь провизии, снарядов и оружия. Доставкой занялись 20 наиболее опытных лётчиков МАГОН. За десять дней они выполнили более двухсот ночных вылетов. В Севастополь везли еду и оружие, из Севастополя — раненых. Задача осложнялась тем, что единственным местом посадки была узкая полоса у Херсонесского маяка, а она находилась под постоянным артобстрелом. Тем не менее МАГОН не потеряла ни одного летчика. Лишь один из самолетов получил незначительные повреждения и вскоре вернулся в эскадрилью.

На Балканах

Лётчикам Московской группы приходилось совершать вылеты и в Южной Европе. Известно об эскадрилье, которая занималась снабжением партизан Албании, Греции и Югославии. Командиром этой группы был старший лейтенант Пётр Еромасов. В первые годы войны он зарекомендовал себя как человек, способный проводить за штурвалом по 22-23 часа в сутки. Еромасов совершал дальние перелёты над территорией Финляндии, Германии, Румынии, Польши, доставляя за линию фронта советских разведчиков. 16 ноября 1942-го он едва не погиб во время аварийной посадки. Старший лейтенант получил ранение в бок и сломал обе ноги.

На Балканы Еромасов отправился уже Героем Советского Союза. Это звание было присвоено в 43-м, а год спустя его направили для оказания помощи НОАЮ — Народно-освободительной армии Югославии. Группа Еромасова совершила 903 вылета. Условия были очень тяжёлыми. Под покровом ночи магоновцам нужно было следить уже не за деревьями, а за горными склонами. Балканские партизаны оборудовали аэродромы либо в долинах горных рек, либо на возвышенностях. Пролететь в темноте между двух скал — будничная задача для подчинённых Петра Еромасова.

МАГОН: внуковские герои неба   фото

Экипаж Героя Советского Союза П. Ф. Еромасова (в центре) перед вылетом на боевое задание

Великобритания

Дополнительная задача МАГОН — перевозить первых лиц СССР. Тут, правда, лётчики могли рассчитывать на сопровождение и защиту истребителей, чего не случалось в обычное время. Впрочем, самое первое лицо магоновцам не доверили. До Тегерана Сталин добирался кружным путём. Сначала на поезде в Баку и только оттуда самолётом. Два судна с руководителями СССР пилотировали высшие чины авиации: генерал Грачёв и маршал Голованов.

А вот Молотова Московской группе вполне могли доверить. МАГОН должен был перевезти наркома иностранных дел в Лондон на особо секретные переговоры. Молотову предстояло обсудить лично с Черчиллем вопросы дальнейшего советско-британского военного сотрудничества, а также узнать судьбу Второго фронта. Прозондировать почву. Рузвельт несколько раз обещал Сталину, что Второй фронт откроется в 1942 году.

В конце концов, правда, командование передумало. Молотова доставили в Великобританию на бомбардировщике Пе-8 под управлением боевого лётчика Эндель Пусэпа. Самолёт летел сложным маршрутом, петляя над Балтийским и Северным морями, а приземлился на севере Шотландии. Магоновцам нашлось другое задание. И с ним они всё-таки отправились на Туманный Альбион.

В 1943-м Великобритания начала поставлять СССР бомбардировщики AWA — Armstrong Whitworth A.W.41 Albemarle, а по-нашему просто «Альбемарлы». В январе в Великобританию тайно прилетела группа советских лётчиков. Два месяца они проходили переподготовку на базе Эррол в Шотландии. После этого началась основная часть секретной операции — доставка 200 «Альбемарлов» в Советский Союз. Первый самолёт вёл капитан А. С. Шорников в ночь со 2 на 3 марта 1943 г. Полёт проходил на большой высоте. Ради безопасности пришлось лететь через Северное море, а затем через оккупированные Данию и Норвегию, нейтральную Швецию и над Балтикой — в СССР. Приземлились во Внукове.

И только после всех этих приключений выяснилась неприятная деталь… Как выяснилось на испытаниях, «Альбемарлы» значительно уступали по своим характеристикам советским бомбардировщикам и транспортникам Ли–2. Маршал авиации Фёдор Астахов рекомендовал советскому правительству отказаться от «Альбемарлов», что и было сделано. И перегонять эти самолёты прекратили.

В конце 1942 г. МАГОН переформировали в 1-ю транспортную авиадивизию ГВФ, а в конце 1944 г. — в 10-ю Гвардейскую авиатранспортную дивизию. Последней миссией её пилотов в войне стала доставка из Берлина в Москву 9 мая 1945 г. акта о безоговорочной капитуляции Германии. Множество лётчиков вернулось к работе в гражданской авиации. В том числе в аэропорт Внуково.

Читайте также

Фильтр