Московский Медичи

Московский Медичи, фото

Бюст Козьмы Терентьевича Солдатёнкова

Знаменитый меценат и покровитель искусства Козьма Терентьевич Солдатёнков оставил огромное состояние, большую часть которого завещал на благотворительность. Среди прочего два миллиона рублей он выделил на постройку клинической больницы — сейчас это огромное лечебное учреждение, располагающееся в районе Беговой.

Удачливый предприниматель

Семья купцов Солдатёнковых ведёт свою историю от крестьянина деревни Прокунино Коломенского уезда Егора Васильевича Солдатёнкова. Сколотивший небольшой капитал и в 1795 году записавшийся в московское купечество, уже к 1811 году он стал купцом первой гильдии. Его сыновья Терентий и Константин продолжили отцовское дело — торговали текстилем в Гостином дворе, управляли крупной бумагопрядильной фабрикой в Рогожской части Москвы, где издавна обитали старообрядцы поповского толка; добавили и новое — торговлю хлебом. Сыновья Терентия — Иван и Козьма — сызмальства служили «мальчиками» в отцовской лавке. А когда унаследовали после смерти отца торговлю, несмотря на отсутствие образования, вели её вполне успешно. После скоропостижной кончины брата в 1852 году единоличным владельцем семейного дела оказался 34-летний Козьма. За несколько лет он преумножил унаследованный капитал, заслужив репутацию одного из самых богатых и щедрых московских купцов.

Московский Медичи  фото

 

После крестьянской реформы Александра II среди московских простолюдинов даже родилась легенда: не царь крестьян освободил, а Солдатёнков всех выкупил. Однако подлинную славу купцу принесли дружба с художниками, писателями и выдающиеся по тем временам библиотека и собрание живописи. Современники называли его «Козимо» — по имени Козимо Медичи.

Козимо Медичи (1389-1464) — банкир, меценат эпохи Возрождения. Жертвовал деньги учёным, поэтам, архитекторам, художникам. Восстановил церковь Сан-Лоренцо и доминиканский монастырь Сан-Марко во Флоренции. За раздачу хлеба в голодный год был прозван «отцом отечества».

Московский Медичи к политике тоже был неравнодушен. В 1840-е годы сошёлся с кружком либералов, близких к Александру Герцену, по слухам, финансировал издание «Колокола» и помогал Михаилу Бакунину, за что в жандармских донесениях был отнесён к убеждённым западникам. Между тем Солдатёнков субсидировал и газету «День» прямо противоположной направленности.

Козимо придерживался старой веры, но шампанское пил как воду, и жил с француженкой, которую почтительно именовал Клемансо Карловной. Она легкомысленно называла его Кузей, и, хотя мадам Дебуи не говорила по-русски, а «хлопковый король» не владел иностранными языками, они прекрасно понимали друг друга.

В середине 1850-х Солдатёнков купил и перестроил в стиле московско-византийского рококо большой особняк на Мясницкой, так что незаконный сын купца Ваня, став писателем, взял себе псевдоним — Мясницкий. В 1865 году Солдатёнков приобрёл часть имения Нарышкиных Кунцево, где в 1874 году выстроил элегантную виллу. Здесь Лев Толстой «до слёз наслаждался природой», а Михаил Врубель работал над иллюстрациями к произведениям Лермонтова.

Московский Медичи  фото

Дом Пашкова — Румянцевский музей

Кроме больницы деньги Солдатёнкова после его смерти пошли на создание Ремесленного училища, на поддержку Академии наук и Московского университета, гимназий, библиотек и музеев. Коллекцию живописи и библиотеку (более 20 тысяч экземпляров) он завещал Румянцевскому музею. Это завещание произвело такое впечатление на современников, что его полный текст со знаменитой фразой «Всё принадлежащее мне, отдаю России» был опубликован в 1914 году в «Истории Московского купеческого общества».

В делах Солдатёнков был удачлив невероятно. Семейная фабрика и несколько лавок по Москве покрывали немалые потребности мецената. Но в 1857 году Солдатёнков совместно с немецким купцом Людвигом Кнопом и братьями Хлудовыми учредил ещё и Товарищество Кренгольмской мануфактуры близ Нарвы, крупнейшее текстильное предприятие в России. В 1861 году мануфактура получила право изображать на изделиях государственный герб, а в 1900 году завоевала Гран-при Всемирной выставки в Париже.

Московский Медичи  фото

Кренгольмская мануфактура, здание Йоальской фабрики

Солдатёнков в качестве пайщика участвовал в делах крупнейших текстильных предприятий России — Никольской мануфактуры купцов Морозовых, фабрик Гюбнера, Цинделя, Данилова, а также Трёхгорного пивоваренного товарищества; был акционером железнодорожной отрасли, Московского учётного банка, Московского страхового общества. Первогильдейный купец и почётный гражданин, он не раз занимал ответственные выборные должности: старшины Московского биржевого комитета, члена Коммерческого суда, гласного Московской городской Думы, члена Московского отделения Совета торговли и мануфактур.

Щедрый благотворитель

Авторитет Солдатёнкова в купеческой Москве основывался ещё и на благотворительности. С началом Крымской войны Солдатёнков передал 11 тысяч рублей на нужды армии, а в 1856-м финансировал строительство церкви в Севастополе, а в Москве — каменного здания Измайловской военной богадельни для ветеранов Крымской кампании. Он жертвовал на помощь христианам на Крите, помогал Славянским комитетам в период Русско-турецкой войны 1877–1878 гг., участвовал в создании госпиталя в Сербии. В 1866-м учредил Солдатёнковскую богадельню «в память 19 февраля 1861 года» (освобождение крестьян) на Мещанской улице, куда принимали бывших крепостных. В качестве члена попечительских советов благотворитель помогал училищу для глухонемых детей Ивана Арнольда и Московским высшим женским курсам профессора Владимира Герье, приюту для арестантских детей, Московскому университету и Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества, Румянцевскому и Художественно-промышленному музеям. «Цветаевскому» Музею изящных искусств Солдатёнков оплатил изготовление гипсовых слепков со скульптур Мюнхенской глиптотеки.

Московский Медичи  фото

Богадельня коммерции советника К. Т. Солдатёнкова в память 19 февраля 1861 года

Сам он собрал одну из лучших коллекций русской школы, превратив дачу в Кунцеве и особняк на Мясницкой в частные музеи, куда могли попасть не только друзья дома, но и, по запискам от преподавателей, студенты-художники. В начале 1850-х Николай Боткин свёл Солдатёнкова с Александром Ивановым, советами которого русский Медичи руководствовался, задумав «собрать галерею только русских художников». Коллекция началась с покупки в 1852 году «Вирсавии» Карла Брюллова. К концу жизни собирателя она насчитывала несколько десятков работ европейских художников и около 230 произведений русских живописцев и скульпторов («Вдовушка» и «Завтрак аристократа» Павла Федотова, «Чаепитие в Мытищах» Василия Перова, пейзажи Ивана Айвазовского и Ивана Шишкина), а также собрание икон, в которое входил, например, «Спас» Андрея Рублёва. Платил художникам меценат не торгуясь, а видя в этом свой вклад в развитие отечественного искусства.

В 1856 году Солдатёнков с товарищами по либеральному кружку основал Товарищество по изданию и распространению книг с обширной программой по ознакомлению российского общества с лучшими произведениями научной и художественной литературы. За всё время существования им было выпущено около 200 наименований книг: труды историков Ивана Забелина, Василия Ключевского и Сергея Соловьёва; первое собрание сочинений Виссариона Белинского и первое издание «Отцов и детей» Ивана Тургенева; стихи Алексея Кольцова и Семёна Надсона; русские сказки Александра Афанасьева; из мировой классики — произведения Гомера, Саади и Уильяма Шекспира. А кроме того, более 60 наименований переводной западной научной литературы: труды Георга Вебера (в переводе Николая Чернышевского), Джона Милля, Теодора Моммзена, Адама Смита, Дэвида Юма и др.

Московский Медичи  фото

Вид главного дома в Кунцеве во второй половине XIX века

Сегодня имя Козьмы Солдатёнкова исчезло с карты Москвы. Не сохранилась его могила на Рогожском кладбище, ничего не осталось от основанных им приютов и богаделен. Румянцевский музей был расформирован. Дом и дачу московского Медичи наследовал его племянник и приёмный сын Василий, коллекционер искусства Дальнего Востока. В 1925 году коллекции дяди и племянника были вывезены в Третьяковскую галерею, однако в итоге бесценное собрание оказалось рассеяно по разным городам.

Читайте также

Фильтр