История завода «Дукс» начиналась с производства циркового оборудования. Затем фабрика расширилась, и уже велосипедный завод располагался на территории современного района Беговой. А после экспериментов с изготовлением автомобилей и дирижаблей предприятие сосредоточилось на выпуске самолётов, став лидером отрасли.
Предпринимательский дух
Юлий Меллер родился в Эстляндской губернии в семье обрусевшего немца Александра Меллера и дочери странствующего итальянского музыканта Генриетты Пиутти. В начале 1890-х он перебрался в Москву, где удачно женился на девушке из семьи купца Брежнева, сказочно разбогатев в одночасье: вместе с невестой шло приданое — около 300 тысяч рублей. Меллер купил небольшое помещение на Садово-Триумфальной улице, где открыл крохотную слесарно-механическую фабрику. В штат взяли всего 10 рабочих. Сидя в полутёмном сарае, они мастерили из металлических тонкостенных труб всевозможное цирковое оборудование: трапеции, стремянки и лестницы. Среди заказчиков был цирк братьев Никитиных. Чуть позже портфель заказов расширился за счёт выпуска труб для парового отопления. Пришлось купить специальные ванны для никелирования и шкафы для сушки. Но Меллер на этом не остановился.
В те годы и в мире, и в России набирал популярность велоспорт. Будучи заядлым велосипедистом, Меллер не мог не заметить этот тренд и наладил серийный выпуск велосипедов: гоночных, прогулочных, женских, детских. Детали заказывали за границей, в Англии, но рамы брали отечественные. Подобрать модель и даже перекрасить велосипед можно было в салонах в Санкт-Петербурге и Москве. Бизнес шёл в гору. Меллер превратил фабрику в акционерное общество «Дукс Ю. А. Меллер» (лат. dux — вождь) с капиталом в 350 тысяч рублей. В состав правления вошли ближайшие родственники — жена и брат Иван.

Взлёт «Дукса»
Довольно скоро фабрике стало тесно в привычных помещениях. Пожар в декабре 1900 года, который, впрочем, не обернулся серьёзными убытками (имущество было застраховано), заставил владельца быстрее искать новую площадку. Весной 1901 года Меллер выкупил участок в Тверской ямской слободе, недалеко от Белорусского вокзала, и заложил там новое здание, в котором трудилось уже более сотни рабочих. Уже тогда «Дуксу» удалось заключить первые контракты с военными. До начала Русско-японской войны на вооружение отдельных полков взяли несколько моделей велосипедов, сформировав тем самым «самокатные» подразделения армии.
Меллер пробовал запустить и серийное производство автомобилей. На «Дуксе» собирали паромобили. Несмотря на ряд преимуществ по сравнению с машинами на бензиновых двигателях, «Дукс-локомобиль» остался невостребованным. В 1902 году для доставки пассажиров с вокзала до гостиниц выпустили электрические омнибусы. Транспорт был рассчитан на 10 человек. Из цеха вышли и автодрезины, которые одинаково хорошо двигались и по мостовой, и по железной дороге, а также аэросани. Меллер доверял своим сборщикам: сам регулярно садился за руль и участвовал в тест-драйвах. Рост американского автопрома также привлёк внимание предпринимателя. К 1905 году продали около сотни «Дуксмобилей», треть из них полностью отечественного производства. Освоили и выпуск мотоциклов.

Первый «Фарман» постройки завода «Дукс» и его создатели
Юлия Меллера всё больше интересовали перспективы воздухоплавания. «Дукс» участвовал в создании дирижаблей для военных. Судьбоносной стала поездка в Париж в 1908 году, где на первом международном салоне по аэронавтике Меллер среди прочих зрителей наблюдал за показательными выступлениями Уилбера Райта. Пример братьев из США вдохновлял российского предпринимателя, ведь они, как и он, начинали с продажи велосипедов.
Спустя год на «Дуксе» собрали два аэроплана по модели американского «Флайера». Почти сразу определилась стратегия производства на ближайшие годы: завод будет копировать лучшие западные образцы самолётов. По французской лицензии на «Дуксе» стали собирать монопланы «Блерио».
Руководство страны к тому времени всерьёз озаботилось созданием военной авиации. Меллер выиграл конкурс и получил первый госзаказ на «Дукс-1» и «Блерио». Условия контракта были жёсткими, но завод справился с нагрузкой, оставив конкурирующие авиапредприятия далеко позади. За четыре года завод Меллера поставил более 300 аэропланов. Для проектирования собственных самолётов из Италии был приглашён авиамеханик Франческо Моска. Иностранец создал пять новых модификаций, но ни одна из них не прошла конкурсных испытаний. Самолёт «Меллер-2» вовсе лишился двигателя в полёте, к счастью, пилоту удалось посадить машину на землю. С зарубежным специалистом пришлось расстаться. Моска, перейдя в мастерскую Александра Безобразова на Ходынском поле, вскоре спроектировал моноплан-разведчик МБ и истребитель МБ бис — их завод выпустил не более полусотни.

«Моска» МБ бис
Меллер вновь сконцентрировался на том, что получалось лучше всего, — серийном выпуске апробированных французских аэропланов. Эксперты при этом отмечали успехи предприятия в развитии собственных технологий. К 1914 году «Дукс» выпускал по 15 самолётов ежемесячно.
С началом Первой мировой войны количество заказов выросло кратно. Завод был загружен на полную, собирая по 60–70 аэропланов, и всё равно не дотягивал до установленных государством планок. Снова не хватало мощностей и места, чтобы удовлетворять потребностям военных. Было решено расширяться за счёт близлежащих к «Дуксу» земельных участков. Владельцам, по сути, предлагали два варианта отчуждения земли: по-хорошему, то есть с компенсацией, или по-плохому, когда землю конфисковали для нужд правительства и деньги не выплачивали. С 1914 года по 1917 год было построено 190, 382, 481 и 543 самолёта соответственно — рекордные показатели для российских авиазаводов.
В эмиграции
На фоне роста антигерманских настроений в обществе Меллер решил взять фамилию жены, став Юлием Брежневым. Обстановка в стране накалялась, предприниматель решил эмигрировать и не застал Октябрьский переворот. Брежневы перебрались во Францию, куда заранее перевели свой капитал. Авиастроением, как ни странно, основатель «Дукса» больше не занимался. Хотя про оставленный им в России бизнес не забывал. В 1920-е годы он предпринял попытку вернуться на родину, даже купил билет до Москвы, но от поездки его отговорили в последний момент, на перроне вокзала в Берлине. Вернуть себе активы Меллер-Брежнев уже не смог бы. В конце 1918 года «Дукс» был национализирован, а позже переименован в «Государственный авиационный завод №1».
А теперь — покорять космос
В годы Гражданской войны ГАЗ № 1 продолжал выпуск налаженной серийной продукции, занимался разработкой новых моделей и ремонтом авиатехники. В 1923 году завод обзавёлся конструкторским бюро, которое возглавил Николай Поликарпов. Производственные мощности переехали на Ходынское поле, к Боткинской больнице. В 1930-е годы на основе ГАЗ № 1 в том же районе стали возникать новые авиационные предприятия. К началу Великой Отечественной войны завод стал единственным в стране предприятием, выпускавшим всё вооружение для истребительной и бомбардировочной авиации.

Учебная авиационная ракета УР-73 и Учебно-разрезная ракета Р-73ЭЛ
Во второй половине XX века бывший завод «Дукс» окончательно сконцентрировался на ракетах и пусковых установках, подвешиваемых под крылом самолёта. Предприятие также наладило выпуск сложных электромеханических систем. Пик производства был достигнут в 1970-1980-е годы. В 1993 году заводу вернули его первоначальное название. «Дукс» сейчас специализируется на изготовлении ракет класса «воздух — воздух».