Район Беговой был дорог Георгию Менглету не только потому, что он прожил здесь большую часть жизни. Именно в театре «Вернисаж» на Беговой улице он сыграл свою последнюю роль — Барона из «Скупого рыцаря» Пушкина. Успех был ошеломляющим, но это далеко не единственный раз, когда Менглет поразил публику своей блестящей игрой…
Советский иностранец
В первом советском телешоу «Кабачок “13 стульев”» у актёра Георгия Павловича Менглета было яркое амплуа начальника. Он был директором кинообъединения «Седьмая молодость» под руководством Мамонта Маломальского.
В жизни Георгий Менглет в кино сыграл до обидного мало. Актёр отличался абсолютно «не советской внешностью» и играть востребованных героев советской эпохи актёру было не с руки, вернее, не с лица. В его небольшой фильмографии значатся роли коммуниста (но иностранного), русского князя, директора и… Уинстона Черчилля.
Ему блестяще удавались «антисоветские» образы. В одной из лучших серий телевизионного сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи. Ответный удар» Менглет реалистично воплотил коррумпированного директора предприятия.
Даже в Театре сатиры, которому Менглет отдал полвека, ему нередко доставались роли иностранцев. Например, в спектакле «Бремя решения» Георгий Павлович играл главу ФБР Эдгара Гувера.
Кстати, в этом же спектакле играли Спартак Мишулин, Михаил Державин и Андрей Миронов — коллеги Менглета по съёмкам передачи «Кабачок “13 стульев”». Главный режиссёр Театра сатиры Валентин Николаевич Плучек, в труппе которого служило большинство посетителей «Кабачка», не выносил эти телевизионные выпуски, но поделать ничего не мог — «Кабачок» имел колоссальный успех у телезрителей СССР.
От амплуа героя-любовника до актёра с военной передовой
В 1930 году 18-летний Георгий, или Жорик, как многие его звали, был принят в класс Андрея Павловича Петровского ЦЕТЕТИСа (впоследствии ГИТИС). После смерти Петровского Георгий принимает решение присоединиться к только созданной актёрской студии Дикого. Молодой Менглет восхищался Алексеем Диким с юности, когда впервые увидел его в одном из спектаклей на каникулах в Москве.
Из многочисленных своих учеников Дикий выбрал именно Менглета на роль бессловесного любовника в «Ревнивом старике» Сервантеса — интермедии, поставленной Диким в его Театрально-литературных мастерских.
Менглет, обладая ярким импровизационным даром, сумел выделиться и запомниться публике в эпизоде без слов. Затем последовал большой успех в спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Н. С. Лескову (1935). В роли Сергея проявились черты артистической индивидуальности Менглета: он великолепно изображал коварство.
Обладая приятной, мягкой внешностью, актёр мог изобразить крайнюю жёсткость и тут же сменить её на безмятежность и инфантильность в поведении героя, и всё это с благожелательной полуулыбкой на лице.
Когда Алексея Дикого в 1936 году назначили художественным руководителем ленинградского Большого драматического театра им. М. Горького (БДТ), его мастерские закрыли. Менглет отправился в Ленинград вслед за учителем. Но арест Дикого в 1937 году вынудил Менглета уйти из БДТ и принять важное решение: театральные идеи Дикого должны жить и развиваться не только в Москве и Ленинграде, но и по всему Союзу. Его идею поддержали многие студийцы. Образованная театральная группа была направлена в Таджикскую ССР — Сталинабад (нынешний Душанбе), где был основан Русский драматический театр. В 1940 году театру присвоили имя В. Маяковского.
С началом Великой Отечественной войны Менглет, к тому времени уже заслуженный артист Таджикской ССР, настоял на создании фронтового театра в Таджикистане. Он не мог находиться в тылу и буквально продавил идею в местном обкоме о создании театра, который давал представления в прифронтовой зоне, следуя за действующей армией. Он взял на себя художественное руководство и сумел объединить несколько авторов и постановщиков, среди которых был Николай Павлович Акимов — худрук эвакуированного в Ташкент Ленинградского театра комедии. Совместными усилиями был создан яркий, искромётный спектакль-концерт под названием «Салом, друзья!».
Фронтовой театр, пройдя много военных дорог, закончил свой путь в Румынии весной 1944 года. «Салом, друзья!» пользовался огромным успехом. Во время одного выступления Георгий Павлович Менглет лично познакомился с маршалом Рокоссовским, которому представление очень понравилось.
Заслуженная артистка РСФСР Татьяна Васильева и народный артист СССР Георгий Менглет в спектакле «Её превосходительство». Московский академический театр сатиры
Театр сатиры
Ещё до окончания войны Георгий Павлович возвратился в Москву. После нескольких выходов на сцену театра им. Вахтангова Менглет в ноябре 1945 перешёл в Театр сатиры, в котором прослужил до конца жизни. Георгий Павлович переиграл несколько десятков ролей на сцене родного театра. Были роли главные — такие как Жорж Дюруа, были совсем маленькие, бессловесные. Но для Георгия Павловича объём роли был не важен. Его вторая жена актриса Нина Архипова вспоминала: «Призвание театра — делать жизнь светлее, лучше. И в этом он видел поразительную манкость актёрской профессии».
В Театре сатиры никто не видел Менглета чем-то недовольным. Во время репетиции он любил пошутить с коллегами, обсудить рыбалку или футбол, которые обожал. На сцене он был комфортным партнёром. За свою долгую карьеру в Сатире Менглет играл со всеми ведущими актёрами театра.
Георгий Менглет, заслуженный артист РСФСР, в роли полковника Фредамбе в спектакле по пьесе Льва Славина «Интервенция». Московский академический театр сатиры
Диапазон театральных ролей широк и разнообразен: от хитрого домовладельца в «Клопе» (в постановке Валентина Плучека и Сергея Юткевича) до Жоржа Дюруа в «Господине Дюруа» (в постановке Э. Краснянского) — эту роль актёр особенно любил.
Актёр играл у Плучека в «Женитьбе Фигаро», «Игроках», «Доме, где разбиваются сердца», «Наследниках Рабурдена». Играл у Марка Захарова («Доходное место», «Банкет») и Александра Ширвиндта («Её превосходительство», «Молчи, грусть, молчи!»).
Александр Ширвиндт, вспоминая большую любовь актёра к футболу, рассказывал, что когда у Георгия Павловича были маленькие роли в спектаклях, где он обычно сидел (в преклонном возрасте у Менглета болели ноги), ему за занавесом ставили маленький телевизор без звука. И актёр, подавая реплики, мог украдкой следить за футбольной игрой по телевизору.
Семья
С первой женой, актрисой Галиной Королёвой, Менглет прожил более двадцати лет. Дочь их — Майя Менглет — тоже стала актрисой. Огромную популярность ей принесла роль Антонины в фильме «Дело было в Пенькове» (1958), где она снялась вместе с Вячеславом Тихоновым.
Актриса театра и кино Майя Менглет
Со своей второй женой Ниной Архиповой Георгий Павлович познакомился в Театре сатиры. Как вспоминал сам актёр, в спектакле «Где эта улица, где этот дом…» (постановка Э. Краснянского) он и Вера Васильева играли влюблённую пару. Васильева заболела, и Менглету сообщили, что срочно вводят Архипову. «На этом спектакле я в неё и влюбился. В какой-то момент я увидел в глазах Нины Николаевны то счастье, которое меня и накрыло».
Архипова была вдовой писателя Бориса Горбатова. У неё была дочь от первого брака и сын и дочь от брака с Горбатовым. Почти на 10 лет растянулся этот «дневной» роман. Уже став дедом, когда у его дочери Майи появились своя семья и ребёнок, Георгий Павлович решился на развод с первой женой. С Ниной Архиповой они прожили в доме на Беговой почти 50 лет и были очень счастливы. Они очень трепетно и бережно относились друг к другу.
Георгий Менглет и его жена Нина Архипова
Георгий Павлович скончался на 89-м году жизни в день рождения супруги, когда готовил праздничную речь в её честь. Это произошло 1 мая 2001 года. В своей квартире на Беговой после смерти мужа Нина Николаевна запретила делать перестановки, снимать и перевешивать афиши. До самой её смерти в 2016 году в квартире всё хранило память о «дорогом Жорике» — Георгии Павловиче Менглете.