Мастер сцены

Мастер сцены, фото

Георгий Менглет

Район Беговой был дорог Георгию Менглету не только потому, что он прожил здесь большую часть жизни. Именно в театре «Вернисаж» на Беговой улице он сыграл свою последнюю роль — Барона из «Скупого рыцаря» Пушкина. Успех был ошеломляющим, но это далеко не единственный раз, когда Менглет поразил публику своей блестящей игрой…

Советский иностранец

В первом советском телешоу «Кабачок “13 стульев”» у актёра Георгия Павловича Менглета было яркое амплуа начальника. Он был директором кинообъединения «Седьмая молодость» под руководством Мамонта Маломальского.

В жизни Георгий Менглет в кино сыграл до обидного мало. Актёр отличался абсолютно «не советской внешностью» и играть востребованных героев советской эпохи актёру было не с руки, вернее, не с лица. В его небольшой фильмографии значатся роли коммуниста (но иностранного), русского князя, директора и… Уинстона Черчилля.

Ему блестяще удавались «антисоветские» образы. В одной из лучших серий телевизионного сериала «Следствие ведут ЗнаТоКи. Ответный удар» Менглет реалистично воплотил коррумпированного директора предприятия.

Даже в Театре сатиры, которому Менглет отдал полвека, ему нередко доставались роли иностранцев. Например, в спектакле «Бремя решения» Георгий Павлович играл главу ФБР Эдгара Гувера.

Сам Георгий Павлович Менглет считал себя исключительно человеком театра, кино он не любил. Несмотря на постоянные уговоры режиссёров, актёр не имел никакого желания «играть перед бездушной машиной». Мастер требовал живого зрителя.

Кстати, в этом же спектакле играли Спартак Мишулин, Михаил Державин и Андрей Миронов — коллеги Менглета по съёмкам передачи «Кабачок “13 стульев”». Главный режиссёр Театра сатиры Валентин Николаевич Плучек, в труппе которого служило большинство посетителей «Кабачка», не выносил эти телевизионные выпуски, но поделать ничего не мог — «Кабачок» имел колоссальный успех у телезрителей СССР.

Мастер сцены  фото

От амплуа героя-любовника до актёра с военной передовой

В 1930 году 18-летний Георгий, или Жорик, как многие его звали, был принят в класс Андрея Павловича Петровского ЦЕТЕТИСа (впоследствии ГИТИС). После смерти Петровского Георгий принимает решение присоединиться к только созданной актёрской студии Дикого. Молодой Менглет восхищался Алексеем Диким с юности, когда впервые увидел его в одном из спектаклей на каникулах в Москве.

Из многочисленных своих учеников Дикий выбрал именно Менглета на роль бессловесного любовника в «Ревнивом старике» Сервантеса — интермедии, поставленной Диким в его Театрально-литературных мастерских.

Менглет, обладая ярким импровизационным даром, сумел выделиться и запомниться публике в эпизоде без слов. Затем последовал большой успех в спектакле «Леди Макбет Мценского уезда» по Н. С. Лескову (1935). В роли Сергея проявились черты артистической индивидуальности Менглета: он великолепно изображал коварство.

Обладая приятной, мягкой внешностью, актёр мог изобразить крайнюю жёсткость и тут же сменить её на безмятежность и инфантильность в поведении героя, и всё это с благожелательной полуулыбкой на лице.

Мастер сцены  фото

Алексей Денисович Дикий — русский и советский актёр, театральный режиссёр и педагог. Основатель и руководитель Студии Дикого (1931-1936). Главный режиссёр БДТ им. Горького в Ленинграде. В 1937-1941 годах был незаконно репрессирован. Народный артист СССР (1949 г.)

Когда Алексея Дикого в 1936 году назначили художественным руководителем ленинградского Большого драматического театра им. М. Горького (БДТ), его мастерские закрыли. Менглет отправился в Ленинград вслед за учителем. Но арест Дикого в 1937 году вынудил Менглета уйти из БДТ и принять важное решение: театральные идеи Дикого должны жить и развиваться не только в Москве и Ленинграде, но и по всему Союзу. Его идею поддержали многие студийцы. Образованная театральная группа была направлена в Таджикскую ССР — Сталинабад (нынешний Душанбе), где был основан Русский драматический театр. В 1940 году театру присвоили имя В. Маяковского.

С началом Великой Отечественной войны Менглет, к тому времени уже заслуженный артист Таджикской ССР, настоял на создании фронтового театра в Таджикистане. Он не мог находиться в тылу и буквально продавил идею в местном обкоме о создании театра, который давал представления в прифронтовой зоне, следуя за действующей армией. Он взял на себя художественное руководство и сумел объединить несколько авторов и постановщиков, среди которых был Николай Павлович Акимов — худрук эвакуированного в Ташкент Ленинградского театра комедии. Совместными усилиями был создан яркий, искромётный спектакль-концерт под названием «Салом, друзья!».

Фронтовой театр, пройдя много военных дорог, закончил свой путь в Румынии весной 1944 года. «Салом, друзья!» пользовался огромным успехом. Во время одного выступления Георгий Павлович Менглет лично познакомился с маршалом Рокоссовским, которому представление очень понравилось.

Мастер сцены  фото

Заслуженная артистка РСФСР Татьяна Васильева и народный артист СССР Георгий Менглет в спектакле «Её превосходительство». Московский академический театр сатиры

Театр сатиры

Ещё до окончания войны Георгий Павлович возвратился в Москву. После нескольких выходов на сцену театра им. Вахтангова Менглет в ноябре 1945 перешёл в Театр сатиры, в котором прослужил до конца жизни. Георгий Павлович переиграл несколько десятков ролей на сцене родного театра. Были роли главные — такие как Жорж Дюруа, были совсем маленькие, бессловесные. Но для Георгия Павловича объём роли был не важен. Его вторая жена актриса Нина Архипова вспоминала: «Призвание театра — делать жизнь светлее, лучше. И в этом он видел поразительную манкость актёрской профессии».

В Театре сатиры никто не видел Менглета чем-то недовольным. Во время репетиции он любил пошутить с коллегами, обсудить рыбалку или футбол, которые обожал. На сцене он был комфортным партнёром. За свою долгую карьеру в Сатире Менглет играл со всеми ведущими актёрами театра.

Мастер сцены  фото

Георгий Менглет, заслуженный артист РСФСР, в роли полковника Фредамбе в спектакле по пьесе Льва Славина «Интервенция». Московский академический театр сатиры

Диапазон театральных ролей широк и разнообразен: от хитрого домовладельца в «Клопе» (в постановке Валентина Плучека и Сергея Юткевича) до Жоржа Дюруа в «Господине Дюруа» (в постановке Э. Краснянского) — эту роль актёр особенно любил.

Актёр играл у Плучека в «Женитьбе Фигаро», «Игроках», «Доме, где разбиваются сердца», «Наследниках Рабурдена». Играл у Марка Захарова («Доходное место», «Банкет») и Александра Ширвиндта («Её превосходительство», «Молчи, грусть, молчи!»).

Александр Ширвиндт, вспоминая большую любовь актёра к футболу, рассказывал, что когда у Георгия Павловича были маленькие роли в спектаклях, где он обычно сидел (в преклонном возрасте у Менглета болели ноги), ему за занавесом ставили маленький телевизор без звука. И актёр, подавая реплики, мог украдкой следить за футбольной игрой по телевизору.

Семья

С первой женой, актрисой Галиной Королёвой, Менглет прожил более двадцати лет. Дочь их — Майя Менглет — тоже стала актрисой. Огромную популярность ей принесла роль Антонины в фильме «Дело было в Пенькове» (1958), где она снялась вместе с Вячеславом Тихоновым.

Мастер сцены  фото

Актриса театра и кино Майя Менглет

Со своей второй женой Ниной Архиповой Георгий Павлович познакомился в Театре сатиры. Как вспоминал сам актёр, в спектакле «Где эта улица, где этот дом…» (постановка Э. Краснянского) он и Вера Васильева играли влюблённую пару. Васильева заболела, и Менглету сообщили, что срочно вводят Архипову. «На этом спектакле я в неё и влюбился. В какой-то момент я увидел в глазах Нины Николаевны то счастье, которое меня и накрыло».

Архипова была вдовой писателя Бориса Горбатова. У неё была дочь от первого брака и сын и дочь от брака с Горбатовым. Почти на 10 лет растянулся этот «дневной» роман. Уже став дедом, когда у его дочери Майи появились своя семья и ребёнок, Георгий Павлович решился на развод с первой женой. С Ниной Архиповой они прожили в доме на Беговой почти 50 лет и были очень счастливы. Они очень трепетно и бережно относились друг к другу.

Мастер сцены  фото

Георгий Менглет и его жена Нина Архипова

Георгий Павлович скончался на 89-м году жизни в день рождения супруги, когда готовил праздничную речь в её честь. Это произошло 1 мая 2001 года. В своей квартире на Беговой после смерти мужа Нина Николаевна запретила делать перестановки, снимать и перевешивать афиши. До самой её смерти в 2016 году в квартире всё хранило память о «дорогом Жорике» — Георгии Павловиче Менглете.

Читайте также

Фильтр