Царская ветка в Марьиной Роще

Царская ветка в Марьиной Роще, фото

История улицы Веткина

Долгое время Останкино и Марьина Роща были одним целым — этому предшествовала длинная история, связанная с графской семьёй Шереметевых. Вместе районы прошли путь от усадебных владений до шумного городского места, пользовавшегося большим почётом горожан. Но постройка соединительной ветки между Западной и Николаевской железной дорогой разделила их. Впрочем, об этой ветке сейчас напоминает только название улицы, а железнодорожные энтузиасты пытаются найти оставшиеся от путей знаки и следы.

Роща, давшая название району, находилась рядом с деревней Марьино, которая, в свою очередь, входила в состав владений села Останкино. На месте деревни сейчас — Калибровская улица, до 50-х годов именовавшаяся Марьиной Деревней. Сама Марьина роща не могла похвастаться какими-то особенными видами и красотами. Это было лесистое непроходимое место — за деревьями можно было настолько хорошо скрыться, что здесь была лазейка для москвичей во время нашествия Наполеона: жители выходили из города и возвращались, не замеченные французскими пикетами.

Но то было в начале XIX века. Потом место это привлекало дачников и любителей прогулок, но, как водится, до тех пор, пока прогресс не нарушил привычное течение жизни.

Николаевская дорога, соединившая Москву и Санкт-Петербург, была проложена здесь в 1851 году и начала процесс разделения Марьиной Рощи и Останкина. Через 10 лет, с отменой крепостного права, деревня Марьино перестала быть собственностью графа Шереметева. Земли от его дворца до Камер-Коллежского вала, в том числе и Марьина роща, оставались в его владении, указывает историк, краевед Пётр Сытин. Но здесь же прошла и вторая «железка», Виндаво-Рыбинская, и Шереметевы к этим землям интерес потеряли. Граф сдал земли в аренду «Поземельному обществу», и оно-то рощу и вырубило, а землю сдало мелким собственникам. Так там выросли одно- и двухэтажные дома, где селилась беднота.

«В старину Марьина деревня переполнена была дачниками, по причине близости к городу и по соседству с густой обширной рощей, где можно было набрать грибов и ягод. <…> В настоящее время она стоит обнажённая, на солнцепёке, кое-где около неё высятся тощие берёзки, рябинник, запылённые акации, а сзади пролегает Николаевская железная дорога, оглашаемая пронзительными свистками и пыхтением огнедышащих паровозов».

Сергей Любецкий «Московские окрестности, ближние и дальние»

Окончательно отделила Марьину Рощу от Останкина соединительная железнодорожная ветка, так называемая Царская. По ней вагоны с Николаевской дороги перегонялись на Рижское и Смоленское направление Московской железной дороги. Но нужна она была не только для этого (почему бы тогда эту второстепенную ветку назвали царской?). Царская семья, прибывавшая из Петербурга в Москву на Николаевский вокзал, по этой небольшой ветке переезжала на вокзал Брестский (он же Смоленский, он же Белорусский). А уже оттуда, на колясках и в каретах — в Петровский путевой дворец. Ведь именно нынешний Белорусский вокзал находился к нему ближе всего.

Царская ветка в Марьиной Роще  фото

Императорский поезд царской семьи

Улица, которая шла вдоль этой соединительной железной дороги, получила название Царская ветка. Она отличалась от остальных равномерным изгибом, который помогает и сейчас определить, где находились пути. Во второй половине XX века их убрали, а чтобы устранить «царскую» тему, улицу назвали просто Веткиной улицей, которая затем трансформировалась в улицу Веткина.

Постройка ветки ограничила Марьину Рощу с севера. Её территория включилась в зону городского строительства, вдоль путей поселились мордвины-угольщики, которые развозили по Москве уголь для самоваров, на самой улице Царская ветка проживали машинисты и служащие Виндавской железной дороги. Она окончательно перерезала марьинорощинские земли, что превратило Марьину Рощу в городской тупик. А всё, что сохранилось от соединительной ветки, сейчас является предметом интереса энтузиастов — следы щебёнки, остатки моста, приметы насыпи.

Читайте также

Фильтр