Ясенево языческое

Ясенево языческое, фото

Реконструкция языческого капища в Битцевском лесу

Из достопримечательностей разных районов Москвы можно собрать причудливую коллекцию. Чего там только нет: и допожарная архитектура, и загадочные курганные комплексы, и старинные фундаменты, и клады… Ясенево же удивляет нас древним капищем, то появляющимся, то исчезающим и по сей день…

В окрестностях Лысой горы

Углубимся в древнюю, дохристианскую историю. Место в Битцевском парке, где располагается капище, называется Лысой горой и представляет собой находящуюся на самой большой возвышенности района ровную открытую площадку. У этой горы было ещё одно название — Лисья (до начала ХХ в. здесь было немало лисьих нор). В славянской мифологии название «Лысая гора» всегда было связано со сверхъестественными существами и колдовством. Гора являлась местом встречи, но не обычных людей, им-то как раз было нежелательно тут появляться, подобные холмы всегда имели дурную славу. Здесь собирались «повелители энергий» разных масштабов и специальностей: в одни времена жрецы на этом месте могли заговаривать чашу с водой, чтобы вызвать дождь, позже общались с духами волхвы и другие «потусторонневеды». Во время праздника русалий в таких местах проводились обряды и устраивался ритуальный пир.

И весьма заманчиво увидеть в ясеневском холме ту самую Лысую гору, куда летала на шабаш булгаковская Маргарита, — но не получается, описание в тексте романа уводит дальше и южнее… Впрочем, «нехороших историй», связанных с этой местностью, и без Воланда и его компании — немало.

Ясенево языческое  фото

Как всё начиналось

Когда-то очень давно на территории современного Ясенева, как и на всей территории нынешней столицы, жили финно-угорские племена, а затем здесь обосновались славяне-вятичи. В недрах Битцевского леса до сей поры существует несколько курганных групп захоронений эпохи вятичей. Придя на новое место, славяне выбрали «точку», где их божества были бы в безопасности, а те, кто попадал сюда, наполнялись бы особенной силой и энергией. Место, скрытое от посторонних глаз, с которого хорошо видно, как встаёт и заходит солнце…

В древности капищем называлось пространство языческого храма, расположенное за жертвенником, специальное место, где устанавливались капы—языческие идолы и другие сакральные предметы

Обустроенное капище, по мнению древних людей, изменяло, как мы бы сегодня сказали, «энергетику» места, создавая свой мир, в который допускались только угодные идолам люди. Именно поэтому сюда чаще попадали случайно, а те, кто шёл целенаправленно, могли долго искать дорогу, да так её и не найти. Большинство таких капищ было посвящено основным богам славян — Сварогу, творцу мироздания, Перуну — богу грома и молнии, Велесу, «отвечавшему» за скот, торговлю и богатство, Яриле, ведающему щедрым урожаем и мужской силой, богу солнца Даждьбогу, Макоши — богине земного плодородия и матери урожая.

Ясенево языческое  фото

«Приде на холъмы, кде стояше Перун» 

В дохристианскую эпоху наши давние предки подходили к выбору места для языческого капища очень ответственно. Это должна была быть поляна, обрамлённая лесом, с расположенным поблизости источником воды — родником или рекой. Само капище имело круглую форму и представляло собой комплекс из одного или нескольких срубов — святилищ (крест-накрест положенных друг на друга брёвен), которые были посвящены идолу, стоящему в центре. Идолом мог быть и камень, к которому славянское племя обращалось с просьбами-требами (касавшимися дождя, солнца, урожая, благополучия рода и т. п.), ему же посвящались и совершаемые обряды.

Если идола изготавливали из дерева, то он обычно имел высоту более двух метров и походил на человека; особое внимание уделялось чертам лица — они должны были быть чёткими. Идол мог также быть многоликим и окидывать взглядом все стороны света. Рядом с главным идолом могли находиться святилища менее значимых богов. Камень перед святилищем, на котором оставляли приношения божеству, нередко имел полусферическое углубление — печь, в ней во время праздничных церемоний варились зёрна или готовилось зелье для совершения обряда. В качестве даров выступали хлеб, молоко, зерно, элементы украшений, домашняя птица и скот.

Дополнительным заграждением от злых сил служил небольшой ров, в нём могли находиться остатки жертвоприношений (осколки глиняной посуды, кости животных). Иногда туда помещали охранительные предметы: ножи, топоры и наконечники стрел. О человеческих жертвоприношениях вятичей науке доподлинно неизвестно, но легенды добавляют таким местам багровых оттенков… 

Ясенево языческое  фото

«Столб обнимали, печь целовали»

Вполне вероятно, что здесь же устраивались праздники. Поводы у славян были самые разнообразные — от первых проталин по весне до наступления нового годового цикла. Праздники были посвящены появлению первых ростков яровых посевов пшеницы и ячменя, созреванию колосьев и плодов, началу и окончанию сбора урожая, отдельным божествам, удачной охоте. Особо почитались солнце и фазы светового дня, отмечались зимнее и летнее солнцестояние, весеннее равноденствие. Широко праздновали вятичи Святки и Масленицу в их языческом варианте, устраивали двенадцатидневные новогодние игрища, в которые входили элементы всех обрядов. Говорят, даже в наше время в лесной чаще по ночам можно услышать крики и увидеть огоньки…

Ясенево языческое  фото

Дела сегодняшние

В начале 2000-х годов на поляне в Битцевском лесу появилась реконструкция капища. Она представляла собой композицию из основного святилища с четырьмя идолами и ещё четырёх святилищ с воротами, ориентированных по сторонам света. Идолы были разного размера: самый большой смотрел на север, затем шли уменьшающиеся по размеру восточный, западный и южный. Были там и жертвенники: главный—недалеко от идолов, а те, что поменьше, находились внутри срубов, к каждому из них вели свои ворота, украшенные рунами. Подход к воротам дополнительно охраняли столбы-стражники. Символически такая модель восходит к модели рода, в центре которого находится родитель, а от него отходят ветви его потомков.

Чуть поодаль от основной конструкции находилось сооружение, напоминающее современные качели: к четырём брёвнам верёвками крепилось горизонтальное бревно, располагающееся примерно на расстоянии метра над землёй. Символику этой конструкции можно «прочитать» так: основные столбы — это периоды человеческой жизни (младенец, ребёнок, взрослый, старик), а горизонтальный столб — переход в иной мир и память о предках. Возведением своим эти деревянные сооружения были обязаны трудившемуся здесь леснику, знавшему о преданиях. В 2007 году идолы были спилены и сожжены, впоследствии их восстановили, но потом вновь демонтировали в 2016-м.

Ясенево языческое  фото

Скульптура «Велес и его ипостаси». Велес часто представал перед людьми в образах медведя и быка

Так и живёт древнее капище, то обращаясь в пепел, то возрождаясь вновь, а загадок и вопросов, связанных с ним, становится всё больше и больше…

Читайте также

Фильтр