Турбореактивный инженер

Турбореактивный инженер, фото

Академик Архип Люлька и площадь его имени в Москве

Место, в котором улицы Космонавтов и Бориса Галушкина сходятся под острым углом, совсем неприметное. Несколько пешеходных переходов, АЗС, торговый центр… Даже странно, что оно зовется площадью — площадью Академика Люльки. Тем более что человек это был весьма незаурядный. Изобретатель работал над грандиозным делом — первый советский турбореактивный двигатель.

В 1930-х годах стало ясно, что эпоха поршневых самолетных двигателей уходит в прошлое и нужно сосредоточиться на разработке газотурбинных двигателей (они же — реактивные). Подобные агрегаты уже существовали, но все они создавались для стационарного использования и имели довольно большие размеры. Труднее всего было сделать такой двигатель компактным и эффективным одновременно. За дело взялся Архип Люлька. С коллегами из Харьковского авиационного института он создал первый проект нового двигателя. Расчеты показали, что самолет с таким мотором может разогнаться до 900 км/ч — невиданной доселе скорости. Однако руководство вуза работу Люльки и его товарищей оценило скептически: посчитали, что разработки отвлекают сотрудников от преподавательской деятельности. Однако Люльку все же отправили с материалами проекта в Москву.

Эта поездка оказалась судьбоносной. Для обсуждения проекта Люльки созвали специальную экспертную комиссию. Она встретила идеи ученого с большим энтузиазмом, и Наркомат оборонной промышленности поддержал Архипа Михайловича. Выделили деньги, предоставили базу, а его самого назначили техническим руководителем проекта. В 1939 году на Кировском заводе в Ленинграде Люлька со своей харьковской командой приступил к работе. Существенное отличие от первоначального замысла заключалось в конструкции компрессора: вместо центробежного они решили сделать осевой (такой, к слову, и сейчас применяется на большинстве турбореактивных двигателей). Спустя год проект РД-1 был готов, а заказ на изготовление агрегата получил Кировский завод. Отдельные узлы уже проходили испытания, но вдруг началась война.

«Громогласным гулом турбореактивных двигателей здесь было заявлено о рождении советской реактивной авиации».

А. М. Люлька, Тушино, 1947 год

Все, что касалось проекта РД-1, закопали на территории завода. Группа Архипа Михайловича эвакуировалась в Челябинск и занялась танками и традиционными авиадвигателями. Затем — в город Билимбай Свердловской области, где снова закипела работа над новинкой. А потом стало известно, что немцы трудятся над реактивными самолетами «Хейнкель» и «Мессершмитт», и внимание на проект Люльки обратил сам Иосиф Сталин. По его личному указанию конструктор и еще несколько человек прибыли в осажденный Ленинград и вывезли по льду Ладоги все свои чертежи, расчеты и собранные детали. Работа возобновилась.

До конца войны и еще пару лет ученые изготовляли прототипы, опытные и стендовые образцы, вели их доработку и настройку. И вот, в 1947 году турбореактивный двигатель ТР-1 прошел испытания, а весь коллектив конструкторов, который уделил столько лет этому проекту, получил заслуженные ордена и медали. Тогда же новейший двигатель установили на три самолета: Су-11, И-211 и Ил-22. За авиапарадом в Тушине с участием Су-11 и Ил-22 наблюдал сам Люлька.

Возвращаемся на площадь. Лето. Стоим спиной к торговому комплексу, лицом к заправке. Справа, на улице Константинова, уютный сквер, утопающий в зелени тополей и берез. В 2018 году там установили памятник А. М. Люльке. По левую руку за жилыми домами находится опытно-конструкторское бюро, оно носит имя изобретателя. Авиационные газотурбинные двигатели семейства «АЛ» и сегодня стоят на вооружении.

Читайте также

Фильтр