Из более чем полусотни улиц района Якиманка большинство имеют «говорящие» названия — рай для топонимиста! Улица Якиманка получила свое название по приделу в честь Иоакима и Анны Благовещенской церкви. На Житной улице располагались амбары с житом (рожью), на Мытной находился двор, где взимались пошлины (мыт) за ввозимые в город товары. А 1-й и 2-й Казачий переулки отмечают место Казацкой слободы, появившейся здесь в начале XVII века.
Казачество не было однородным. Слово «казак» пришло к нам из тюркских языков и означало «вольный». Упоминания о степных казаках «татаровях» относятся еще к XV веку. Помимо выходцев из низов татарского общества, степь манила и подданных Великого князя Московского, беглых крестьян и холопов. Объединяясь в отряды, они стали именовать себя вольным казачеством, а промышляли в основном разбоем. Казаков, поселившихся между Доном и Волгой, называли донскими, тех, что жили вдоль Терека, — терскими, а расселившихся вдоль реки Яик — яицкими. Известны были также городовые казаки — служилые люди, набиравшиеся из числа добровольцев, не состоявших в тягле (то есть не несших государственные повинности), на сторожевую пограничную службу. За нее городовые казаки получали жалование как хлебом и деньгами, так и землями. При этом наняться на эту службу могли целые отряды казаков с Дона, Терека и Яика.
Укротить вольницу
В 1613 году молодой царь Михаил Федорович Романов учредил новый орган управления — Казачий приказ, или разряд. Донское, терское и яицкое казачество находилось в ведении Посольского приказа, городовые казаки подчинялись Стрелецкому и Разрядному приказу, а новый разряд должен был в кратчайшие сроки взять под контроль «вольное казачество», появившееся в центральных районах страны за время Смуты и по большей части осевшее в Москве.
Казачий приказ ведал личным составом войска, верстал поместными и денежными окладами, а также назначал приставства — определял, какая волость будет содержать тот или иной отряд. Но это, как говорится, на бумаге. На деле те же донские казаки в целом были не прочь получать из Москвы жалование, но подчинялись лишь своим казачьим кругам. Приструнить разношерстную вольницу, состоявшую из разорившихся посадских людей, беглых крестьян и холопов и даже безземельных дворян, было задачей чрезвычайно трудной, поэтому во главе приказа были поставлены люди, считавшиеся специалистами по казакам, — дворянин Иван Колтовский и дьяк Матвей Сомов.
Часть вольных казаков удалось переслать для несения службы в другие города, часть вернулась в свои прежние сословия, а тех казаков, что остались нести службу в Москве, поселили на пустыре, который образовался на месте сожженных в Смуту домов. Так в Москве образовалась Казачья слобода, в центре которой к 1642 году была выстроена церковь Успения Богородицы. В 1646 году Казачий приказ был упразднен — вольные казаки к этому моменту полностью ассимилировались служилыми корпорациями.
Почему же царю было так важно «приручить» казачью вольницу? Казаки выступали, по сути, главной дестабилизирующей силой в Смуту, поддерживая то одного «царя», то другого. Для новой династии они также представляли опасность.
Церковь Успения Богородицы, 2020 год // Патриарх Филарет (Федор Никитич Романов) (1553–1633) // Лжедмитрий I (1582–1606)
Казачьи ставленники
Разгоравшийся в начале XVII века пожар Смуты во многом был обязан конфликту между царем Борисом Годуновым и донскими казаками. Попытки усиления правительственного контроля, их набеги на территорию Крыма, осложнявшие внешнюю политику Годунова, запрет на появление казаков в русских городах усиливали взаимное недовольство. Поэтому донцы с радостью поддержали объявившегося в 1604 году в Чернигово-Северских землях самозванца, назвавшегося чудом спасшимся царевичем Дмитрием. Благодаря поддержке казачества Лжедмитрий I быстро обосновался в Москве.
Казаки получили щедрое вознаграждение от нового царя, но радовались недолго. В результате боярского заговора самозванец был убит. Впрочем, большинство «вольных людей» не поверило в смерть «царя Дмитрия Ивановича» и царю Василию Шуйскому, выбранному боярами, присягать отказалось. Донских казаков Василий Шуйский задобрил щедрым жалованием, а остальные присоединились к бывшему холопу Ивану Болотникову, который собирал под Путивлем сторонников чудесно спасшегося «царя Дмитрия». Терские казаки выдвинули на престол своего «претендента», царевича Петра Федоровича, который, впрочем, с отрядом присоединился к Болотникову. Восставшие обещали своим сторонникам «боярство, окольничество, воеводство и дьячество», поэтому казаков поддержали и крестьяне, желавшие обогатиться за счет грабежа дворян, и служилые люди, желавшие продвинуться по службе.
В середине 1607 года восстание было подавлено, но уже через полгода казаки объединились вокруг другого самозваного царя Дмитрия, прибывшего из Польши с отрядом польских шляхтичей и донцами атамана Ивана Заруцкого. Поначалу войскам самозванца улыбалась удача, они осадили Москву, подчинили себе ряд крупных городов, но грабежи и разбой настроили местных жителей против них. В лагере Лжедмитрия II согласия также не было — регулярные стычки между казаками и поляками, отсутствие единого командования над разобщенными отрядами, каждый из которых управлялся своим кругом, все это обусловило крах войска Лжедмитрия II и гибель самозванца. В начале 1611 года казаки присоединились к Первому народному ополчению, созданному с целью освободить Русь от польских интервентов.
Завершение Смуты
Первому ополчению почти удалось достичь цели и выгнать поляков из Москвы. Но интервенты забаррикадировались в Кремле и подожгли город. Началась осада, параллельно с которой шли обсуждения будущего государственного устройства. Лидеры дворянства выступали за ограничение прав казаков занимать государственные должности, требовали вернуть показаченных крестьян и холопов хозяевам, а также сурово пресекали казачьи бесчинства. Казаки в ответ убили одного из лидеров дворянства Прокопия Ляпунова. Дворяне покинули ополчение, и осаждать Москву остались только казаки под руководством Заруцкого и князя Трубецкого. Таким образом, отсутствие единого командования и неразрешимые противоречия между казаками и дворянами не позволили Первому ополчению освободить Москву. Практически сразу осенью 1611 года по инициативе посадских людей начался сбор Второго ополчения. К нему присоединились отряды князя Трубецкого, и через год Москва была освобождена. С казаками Заруцкого договориться не удалось — после неудачного покушения на князя Пожарского он увел своих людей в Коломну, где собирал сторонников «законного царя Ивана Дмитриевича», сына Лжедмитрия II.
Решающую роль казаки сыграли в выборе нового царя. В 1613 году был созван Земский собор, которому предстояло решить, кто же будет править русской землей. Среди претендентов на престол были и руководитель Второго ополчения князь Дмитрий Пожарский, и князь Дмитрий Трубецкой. Казаки же, ворвавшись на заседание Земского собора, поддержали Михаила Романова. Они говорили, что царь Федор Иоаннович завещал перед смертью трон Федору Никитичу Романову, отцу Михаила, но тот отказался, и тогда на трон взошел Годунов. По стечению обстоятельств кандидатура юного Романова устроила практически всех. Но, чтобы удержаться на престоле, ему пришлось взять под строгий контроль тех, кто привел его к власти, для чего и был создан Казачий приказ.