Транспорт подземный и наземный

Транспорт подземный и наземный, фото

Станция метро «Сокол»

Район Сокол может гордиться одним из самых красивых и даже таинственных подземных дворцов. Станция «Сокол» открыла свои двери вместе с запуском второй очереди Московского метрополитена, который в 1937-1938 годы подрос на 20,2 км. Отныне метро имело уже три ветки, пересекавшихся в центре. Подземными путями теперь можно было добраться до стадиона «Динамо» и Центрального аэродрома им. Фрунзе. И главное, соединение приобрели три московских железнодорожных вокзала — Курский, Киевский и Белорусский.

«Сокол»

Замоскворецкая линия.
Дата открытия:
11 сентября 1938 года.
Архитекторы станции и восточного павильона:
Ю. Н. Яковлев, К. Н. Яковлев. Архитекторы западного павильона: В. Г. Поликарпова, В. М. Андреев.
Колонная, двухпролётная, мелкого (9,6 м) заложения

Братья Яковлевы, Юрий и Константин, пришли в Метропроект в 1936 году вместе, и вместе же строили Смоленский метромост через Москву-реку. «Сокол»— первая и единственная станция Яковлевых, но она «стоит мессы».

Название метро получило от посёлка Сокол, дачного кооператива, этакого «города-сада», спроектированного в 1920-е годы братьями Весниными, Алексеем Щусевым, Николаем Колли, Николаем Дюрнбаумом, Иваном Кондаковым и Николаем Марковниковым, помощником которого работал и Константин Николаевич Яковлев. Открытая в один день с «Маяковской», прославленным творением Алексея Душкина, станция «Сокол» второй очереди московского метрополитена многое сообщает о вкусах того предвоенного времени.

Перронный зал— два параллельных свода, опирающихся на боковые стены и на ось монументальных опор, облицованных биробиджанским мрамором. Круги и дуги света, точно воронками выхваченные из полумрака, гигантскими лепестками раскрытых парашютов выпадают на своды. Купола, а на самом деле плоские чаши, служат рефлекторами источников освещения, скрытых за квадратиками агамзалинского оникса. На полу композиция из серого и розового гранита.

Творение братьев Яковлевых, без всякого сомнения, демонстрирует характерные признаки ар-деко. В Стране Советов ар-деко обрело собственное лицо, возможно, отличавшееся от вариаций стиля других стран большим разнообразием. Остаётся лишь предполагать, сколь далеко могла бы зайти фантазия архитекторов, художников и скульпторов, не столкнись они с кампанией «борьбы с излишествами»конца 1950-х годов.

На путевых стенах «Сокола» так и остались незаполненными панно из белого мрамора в рамках. Замысел высечь золотыми буквами список прав советского гражданина «Право на труд», «Право на образование», «Право на отдых», «Право на обеспеченную старость» не сбылся по неясной причине.

Мостик, с которого начинается выход в город, делит перрон пополам. Лестницы ведут к сводчатым галереям, связывающим станцию с наземными вестибюлями. Некогда стены галерей покрывал ромбовидный орнамент из цветного мрамора, которого станция, выявленный объект культурного наследия, лишилась в ходе реставрации и благоустройства. Также утрачены бронзовые торшеры с мраморным основанием, украшавшие лестницу, и часы на колонне со стрелками и цифрами из бронзы.

Центр подземного кассового зала с двухламповыми бра отмечен колонной-снопом, окружённой хороводом потолочных фонариков. Восточный наземный павильон решён «покоем» (П-образный в плане) с курдонёром и фонтаном из полированного гранита. Западный павильон был построен другими архитекторами позже, в 1949 году, когда Юрия Яковлева уже не было в живых: капитан пропал без вести на фронте в 1941 году. Константин же, его брат, продолжал активно творить и строил уже преимущественно мосты, Малый Каменный, Новоспасский, Новоарбатский, Лужнецкий, Автозаводский, Шелепихинский, Ленинградский, Нагатинский, Строгинский и т. д.

Но да, ещё в портфолио Константина Николаевича Яковлева значится проект первого жилого дома на Шпицбергене.

Транспорт подземный и наземный  фото

«Стрешнево»

10 сентября 2016 года, когда было запущено пассажирское движение электропоездов Московского центрального кольца, близ старой платформы Покровское-Стрешнево открылась почти одноимённая станция. «Волоколамская» — таково было её проектное название: поблизости находится путепровод Волоколамского шоссе. Но в угоду горожанам, воспользовавшимся голосованием на сайте «Активный гражданин», было выбрано «Стрешнево» как более соответствовавшее географии, району, во многом легендарному, где станция находится.

Прежде, а если точнее, до 2015 года, это была грузовая станция Московской окружной железной дороги, которую начали строить ещё в 1902 году по проекту архитектора А. Н. Померанцева и инженера П. И. Рашевского. Позднее оказавшуюся невостребованной, её оживил амбициозный транспортный проект МЦК, призванный разгрузить метрополитен, улучшить доступность и дать новый импульс к развитию позабытых промзон.

Топоним Стрешнево, как известно, пошёл от окольничего Родиона Матвеевича Стрешнева, дядьки Петра I, основателя усадьбы Покровское. Здесь в доме с мезонином, стоящем на пригорке, Николай Карамзин работал над «Историей государства Российского», а позже тут же снимали киноленту «Медвежья свадьба» по пьесе Анатолия Луначарского.

Пересадка на «Стрешнево» разгрузило метро «Тушинская» и «Дмитровская» и заметно улучшила транспортную доступность. Платформы МЦК «Стрешнево», одна береговая, другая островная, располагают парой надземных вестибюлей с эскалаторами и лифтом, над путями соединённых крытым и освещённым пешеходным переходом. С платформ можно выйти к Светлому и 1-му Красногорскому проездам, Волоколамскому шоссе, улице Константина Царёва.

В июне 2019 года был открыт второй вестибюль станции МЦК «Стрешнево» с возможностью перейти на платформу Ленинградская Рижского направления Московской железной дороги. Переход с навесом получил название «сухие ноги», и путь по нему занимает всего 3-5 минут.

Рядом с пассажирской платформой «Стрешнево», на Волоколамском шоссе, сохранился памятник регионального значения, бывший вокзал разъезда Покровское-Стрешнево Рижской железной дороги. Здание в формах северного модерна, украшенное майоликовым панно и готической башенкой, в 1908 году построил архитектор Станислав Антонович Бржозовский, он же автор Рижского (Виндавского) вокзала в Москве.

Транспорт подземный и наземный  фото

«Панфиловская»

Платформа должна была быть запущена 10 сентября 2016 года вместе с вводом в строй всего Московского центрального кольца. Однако за неделю до торжественного открытия поступила информация о том, что «Панфиловская» в этом празднике участия не принимает. Открытие перенесли на утро 8 ноября. Строительные работы продолжились, а поезда пока шли без остановки.

Так «Панфиловская» стала 31-й, замкнувшей круг, последней станцией МЦК. Её не нарекли «Ходынкой», как планировали при строительстве, — ведь рядом проходит улица Панфилова, названная в честь военачальника, командующего стрелковой дивизией, погибшего на подступах к Москве.

«Панфиловская» расположилась в границах узловой станции Серебряный Бор, торжественно открывшейся 19 июля 1908 года на Московской окружной железной дороге. В присутствии министра путей сообщения Н. К. Шауфуса, министра финансов и председателя строительного комитета В. Н. Коковцова, московского городского головы Н. И. Гучкова произошёл запуск первого пассажирского паровозного состава, изготовленного Путиловским заводом.

Слава природного заповедника «Серебряный бор», где позже так полюбят селиться номенклатура, военачальники, видные деятели науки, культуры, духовенства, была впереди. Сто с лишним лет назад только начиналась застройка дачного посёлка Удельного ведомства, где одним из первых дачников стал московский генерал-губернатор, великий князь Сергей Александрович.

«Панфиловская», решённая в оранжевых тонах, располагает двумя платформами, островной и береговой, длиной по 180 м каждая. Выходы ведут пассажиров к улицам Панфилова и Народного Ополчения. 5-7 минут ходьбы по наземному переходу — и вот вы уже в метро «Октябрьское Поле».

Читайте также

Фильтр