Машины работают круглосуточно, не останавливаясь ни на минуту. По традиции щиты нарекают женскими именами. «Лилия», «Клавдия», «Наталия», «Марина», «Ольга», «Людмила» и другие «стальные дамы» прокладывают и укрепляют коридоры подземного города.

Первый проходческий щит придумал английский инженер Марк Брюнель. Он увидел, как корабельный червь точит древесину, оставляя гладкий след, и решил применить подобную технику в строительстве. Претворить идею в жизнь удалось в 1817 году, через год изобретение запатентовали, а уже в 1825-м машину использовали при строительстве тоннеля под Темзой.

В СССР такую конструкцию впервые применили в 1934 году для проходки сложного участка первой очереди московского метро между Театральной площадью и Лубянкой.

С 2011 года в строительстве разных участков Московского метрополитена задействовали 36 тоннелепроходческих комплексов, 33 из которых работали и при строительстве тоннелей Большой кольцевой линии (БКЛ). Тоннелепроходку на Большом кольце завершили в конце 2021 года. Четыре щита из 33 — «Надежда», «Виктория», «Лилия» и «Победа» — строили двухпутные тоннели. Такие 10-метровые проходческие комплексы называют щитами-гигантами, или «десятками». Средняя скорость шестиметровых щитов – до 14 метров в сутки, «десяток» – до 18 метров в сутки.

«Стальные дамы» в подземке  фото

Фото: Пресс-служба АО «Мосинжпроект»

Кстати, «Лилия» — первый щит-гигант в истории московского метростроения. До работы на БКЛ с его помощью проложили тоннели на Некрасовской линии метро.

Вес «Лилии» превышает 1600 тонн, а длина в собранном виде составляет около 70 метров от ротора до хвоста. При этом длина шестиметровых ТПМК больше: от 80 до 105 метров. Сократить длину щитов-гигантов удалось опять же за счёт большего диаметра комплекса и более компактной укладки оборудования — в три яруса.

Юрий Кравцов, генеральный директор АО «Мосинжпроект»:В 2020 году при проходке двухпутного тоннеля на западном участке БКЛ, на перегоне «Терехово» – «Кунцевская» экипаж десятиметрового тоннелепроходческого комплекса «Лилия» поставил рекорд в отечественном метростроении по скорости ведения работ – 500 погонных метров в месяц (при средней скорости движения ТПМК 15-20 метров в сутки).

Почти все тоннелепроходческие комплексы «нарекают» женскими именами. Эта традиция широко распространена среди метростроителей во всём мире. Называют щиты, как правило, в честь выдающихся женщин, даже киногероинь.

Например, тоннелепроходческий комплекс «Роза» назван в честь Розы Шаниной — легенды Великой Отечественной войны. Она стала одной из первых женщин-снайперов, удостоенных ордена Славы.

Щит «Наталия» назвали в честь Наталии Корниенко. Она больше 30 лет проработала машинистом на Сокольнической линии метро. Наталия Владимировна присутствовала на церемонии старта первой проходки щита от «Рассказовки» до «Новопеределкино». А ротор этого комплекса стал частью монумента возле западного вестибюля станции «Рассказовка». Композицию легко узнать по внушительному размеру и яркому красному цвету.

Не менее красивое имя носит железный ветеран московского метростроения — щит «Клавдия». Он работает в столичной подземке около 20 лет и за это время прошёл более десятка тоннелей на Бутовской, Арбатско-Покровской, Замоскворецкой и Люблинско-Дмитровской линиях. В 2021 году «Клавдия» прошла тоннель между строящимися станциями «Яхромская» и «Лианозово» и завершила работу одновременно с двумя другими щитами — «Татьяной» и «Ириной».

Кстати, решение назвать один из щитов «Победа» символизировало давнюю дружбу России и Китая. Название отражает вклад наших стран в победу во Второй мировой войне. Сконструировали в Китае и 10-метровый щит «Победа». Техническое задание с учётом столичного опыта метростроения и особенностей московской гидрогеологии разработали специалисты «Мосинжпроекта». В 2021 году «Победа» проложила двухпутный тоннель на восточном участке БКЛ.

«Стальные дамы» в подземке  фото

Фото: Пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы

Своими именами славятся также пять шестиметровых комплексов, доставленных в Москву из Китая. Их назвали в честь героинь сериала «Папины дочки»: «Полина», «Галина», «Мария», «Дарья» и «Евгения», ведь ситком приобрёл популярность не только в нашей стране, но и в Китае. Пять «сестёр» вели проходку тоннелей на Большой кольцевой и Троицкой линиях.

«Стальные дамы» в подземке  фото

Фото: Пресс-служба АО «Мосинжпроект»

Современный тоннелепроходческий щит — это настоящая фабрика по переработке грунта. При проходке тоннеля она вгрызается в грунт, забирает почву и выдает её на конвейер. При этом тоннель укрепляют железобетонными конструкциями весом 2,5 тонны — кольцами обделки тоннеля, которые монтируются также внутри щита.

В специально оборудованной внутри щита кабине находится оператор-пилот, который управляет ТПМК. Так как щит работает круглосуточно, операторы-пилоты трудятся в две смены по 12 часов. Специалисты отдела по механизированной проходке АО «Мосинжпроект» контролируют параметры ведения работ: скорость проходки, передвижение разработанной породы, давление на домкратах (они обеспечивают движение машины), силу вращения ротора и т. д. Инженеры могут руководить работой как из самого щита, так и через центр управления проходкой. Это удалённая система контроля — визуализация бортового компьютера ТПМК.

«Стальные дамы» в подземке  фото

Фото: Пресс-служба АО «Мосинжпроект»

Помимо оператора-пилота, внутри щита работают гидравлики, электрики, сварщики, монтажники, операторы насосов и разнорабочие, которые контролируют трапы. Экипаж, как правило, состоит в среднем из 15 человек, и при необходимости они могут все находиться в ТПМК одновременно. Примерно столько же сотрудников трудятся на поверхности и в котловане. Бесперебойную работу щита поддерживают стропальщики, электрослесари, токари и механики, а также машинист подвижного состава, который вывозит отработанную породу.

После того как подземный тоннель полностью готов, начинается его обустройство — строители укладывают рельсы и подводят инженерные сети.

Фото: Пресс-служба Комплекса градостроительной политики
и строительства города Москвы