Почти все тоннелепроходческие комплексы, за исключением «Победы», «нарекают» женскими именами. Эта традиция широко распространена среди метростроителей во всём мире. Называют щиты, как правило, в честь выдающихся женщин, даже киногероинь, а также своих мам, жён, дочерей, сестёр… 

Например, тоннелепроходческий комплекс «Роза» назван в честь Розы Шаниной — легенды Великой Отечественной войны. Она стала одной из первых женщин-снайперов, удостоенных ордена Славы.

Щит «Наталия» назвали в честь Наталии Корниенко. Она больше 30 лет проработала машинистом на Сокольнической линии метро. Наталия Владимировна присутствовала на церемонии старта первой проходки щита от «Рассказовки» до «Новопеределкино». А ротор этого комплекса стал частью монумента возле западного вестибюля станции «Рассказовка». Композицию легко узнать по внушительному размеру и яркому красному цвету.

Не менее красивое имя носит железный ветеран московского метростроения щит «Клавдия». Он работает в столичной подземке около 20 лет и за это время прошёл более десятка тоннелей на Бутовской, Арбатско-Покровской, Замоскворецкой и Люблинско-Дмитровской линиях. В 2021 году «Клавдия» прошла тоннель между строящимися станциями «Яхромская» и «Лианозово» и завершила работу одновременно с двумя другими щитами — «Татьяной» и «Ириной».

Кстати, решение назвать один из щитов «Победа» в нарушение традиции символизировало давнюю дружбу России и Китая. Название отражает вклад наших стран в победу во Второй мировой войне.

Своими именами славятся также пять шестиметровых комплексов, доставленных в Москву из Китая. Их назвали в честь героинь сериала «Папины дочки»: «Полина», «Галина», «Мария», «Дарья» и «Евгения», ведь ситком приобрёл популярность не только в нашей стране, но и в Китае. Пять «сестер» вели проходку тоннелей на Большой кольцевой и Троицкой линиях. Сконструировали в Китае и 10-метровый щит «Победа». Техническое задание с учётом столичного опыта метростроения и особенностей московской гидрогеологии разработали специалисты «Мосинжпроекта». В 2021 году «Победа» проложила двухпутный тоннель на восточном участке БКЛ.

Современный тоннелепроходческий щит — это настоящая фабрика по переработке грунта. Внешне машина напоминает большого железного червя: при прокладке тоннеля она вгрызается в грунт, забирает почву и отправляет её на поверхность. При этом тоннель укрепляют железобетонными конструкциями весом 2,5 тонны — кольцами обделки тоннеля, которые монтируются также внутри щита.

В специально оборудованной внутри щита кабине находится оператор-пилот, который управляет ТПМК. Так как щит работает круглосуточно, операторы-пилоты трудятся в две смены по 12 часов. Специалисты отдела по механизированной проходке АО «Мосинжпроект» контролируют параметры ведения работ: скорость проходки, передвижение разработанной породы, давление на домкратах (они обеспечивают движение машины), силу вращения ротора и т.д. Инженеры могут руководить работой как из самого щита, так и через центр управления проходкой. Это удалённая система контроля — визуализация бортового компьютера ТПМК.

Помимо оператора-пилота внутри щита работают гидравлики, электрики, сварщики, монтажники, операторы насосов и разнорабочие, которые контролируют трапы. Экипаж, как правило, состоит в среднем из 15 человек, и при необходимости они могут все находиться в ТПМК одновременно. Примерно столько же сотрудников трудятся на поверхности и в котловане. Бесперебойную работу щита поддерживают стропальщики, электрослесари, токари и механики, а также машинист подвижного состава, который вывозит отработанную породу.

После того как подземный ход полностью готов, строители укладывают рельсы и подводят инженерные сети. Средняя скорость проходки щитов — примерно 10 метров в сутки и около 300 метров в месяц.