Марина Раскова — личность когда-то легендарная, но ныне почти забытая. О ней напоминает только улица в районе Беговой. А в конце 30-х это имя гремело на весь СССР. Раскова готовила женские батальоны для отправки на фронт и была одной из первых женщин, удостоенных звания Героя Советского Союза.
Улица Марины Расковой соединяет Ленинградский проспект с Нижней Масловкой. Она идёт параллельно улице Правды и Новой Башиловке.

Из консерватории в авиацию
На первый взгляд, биография Марины Расковой мало чем отличается от биографий других девушек, которым не посчастливилось родиться перед самым наступлением очень грозных времён. 1912-й — предпоследний спокойный год для Российской Империи. Совсем скоро начнётся Великая война, ныне больше известная как Первая мировая, которая сметёт с политической карты мира почти все великие империи. Россия, пройдя через революцию и Гражданскую войну, станет советским государством.
Привычный уклад жизни рухнул в одночасье. Людям волей-неволей пришлось начинать жизнь заново. При других обстоятельствах Раскова, возможно, стала бы оперной певицей. Блистала бы в Большом или Ла Скала, дожила бы до глубокой старости… Но всё сложилось иначе.
Отец будущей героини Советского Союза был баритоном. Выступал в опере и учил детей вокалу. Он погиб в Москве в результате довольно нелепой аварии. Марине было тогда всего семь. Его сбил мотоцикл — для 1919 года довольно редкий вид ДТП. Дочь пошла по стопам отца. В середине двадцатых она поступила в Московскую консерваторию, одновременно работая на анилинокрасочном заводе.
В то время Советский Союз вместе со всем остальным миром переживал авиационный бум. Люди массово увлекались аэропланами, а воздушное пространство над Европой и Америкой наполнилось частными самолетами. Человечество рвалось в облака, и СССР не оставался в стороне. По всей стране открывались аэроклубы, их выпускники в недалёком будущем станут героями войны и асами советской военной авиации, пока же это просто массовое увлечение, которое захватило и Раскову. Она тоже записалась в аэроклуб.
Когда именно это случилось, неизвестно. Вот только для неё авиация не была простым увлечением. Раскова занялась этим делом всерьёз, завязала с музыкой, поехала в Ленинград, чтобы поступить в институт инженеров воздушного флота, где и получила диплом штурмана. Всему этому не помешали ни рождение дочери, ни развод с мужем. К 1937-му Раскова превратилась в одного из лучших штурманов СССР, что и подтвердила год спустя, приняв участие в знаменитом полёте из Москвы на Дальний Восток.

Как летает «Родина»
Это был полёт трёх, несомненно, очень мужественных женщин. Первый пилот — Валентина Гризодубова — русская Амелия Эрхарт, второй — Полина Осипенко, штурман — Марина Раскова. В сентябре 1938-го они отправились из столицы в Хабаровский край на бомбардировщике АНТ-37 «Родина». Цели у них были совершенно мирные — побить международный рекорд дальности полёта среди женщин. Им предстояло совершить беспосадочный перелёт длиной в 6450 километров. Такое не удалось даже Амелии Эрхарт. Зачем им понадобился бомбардировщик? Просто «Родина» была оснащена передовыми двигателями, пожалуй, самыми мощными из всех, что имелись в Союзе.
Амелия Эрхарт — первая женщина-пилот, совершившая перелёт через Атлантический океан.
Полёт прошёл отнюдь не гладко. Женщины находились в воздухе чуть больше 26 часов, рекорд они перекрыли с лихвой, но при этом чуть не погибли. До Урала самолёт добрался без проблем, однако после этого пропала связь с землёй, а в Восточной Сибири «Родину» настигли низкая облачность и сильный ветер. Из-за этого самолёт сильно отклонился от курса и пролетел село Керби — конечную точку маршрута. Гризодубова решила лететь в Комсомольск-на-Амуре, но запасы топлива были на исходе. Ситуация патовая. В итоге Гризодубова и Осипенко стали сажать самолёт на фюзеляж (без шасси) прямо в тайге. Для этого Расковой пришлось спрыгнуть с парашютом. Кабина штурмана находилась впереди, при посадке на неё пришёлся бы сильный удар — гибель штурмана в таком случае неминуема. Раскова спрыгнула в тайгу, где провела десять дней. Из еды у неё с собой были только две плитки шоколада. Женщина питалась грибами, ягодами, даже корой. Её подруги сумели посадить самолёт на болоте.
Их нашли только 3 октября. Пока Гризодубова, Осипенко и Раскова сидели в тайге, они стали всесоюзными знаменитостями. Об их поисках ежедневно рассказывали по радио, о них писала «Правда». В Москву они вернулись героинями, и этот статус вскоре был закреплён за ними официально.
Поразительно, насколько по-разному сложились судьбы этих женщин. Полина Осипенко погибла меньше чем через год после знаменитого перелёта. В мае 1939-го она отрабатывала технику полёта вслепую во время учебных сборов и потеряла управление самолётом. Гризодубова прожила долгую жизнь, прошла войну, основала несколько лётных институтов, а умерла уже после распада СССР, в 1993 году. Что же касается Расковой…

Загадочная гибель
И Гризодубова, и Раскова не раз использовали своё положение для добрых дел. У них была возможность напрямую говорить со Сталиным, и тот, кажется, даже слушал их. Гризодубова спасла от верной гибели академика С. П. Королёва. Будущий отец советской космонавтики был арестован и умирал от голода в лагере на Колыме. Гризодубова добилась пересмотра дела.
Раскова свою возможность личного общения со Сталиным использовала уже во время войны. Она лоббировала идею создания женских авиабатальонов и в конце концов убедила вождя дать проекту зелёный свет. Раскова лично контролировала весь процесс и сама формировала батальоны, отбирая для них лучшие кадры. Кадры эти искали в тех самых аэроклубах. Под чутким руководством Расковой любители авиации становились профессионалами. Так были сформированы три батальона: 586-й, 587-й и 588-й. Раскова приняла командование 587-м, но повести его в бой ей так и не удалось.
Самым знаменитым из батальонов, формированием которого занималась Раскова, стал 588-й — это те самые «ночные ведьмы», наводившие ужас на люфтваффе и вермахт.
В январе 1943-го 587-й батальон, окончив подготовку, вылетел на фронт под Сталинград. Раскова должна была присоединиться к нему на следующий день, но вмешалась погода. Сильный циклон, пришедший в Поволжье, сделал полёты невозможными. Ждать слишком долго она не могла и не хотела. 4 января её экипаж вместе с двумя другими самолётами отправился в полёт, несмотря на далеко не идеальные условия. Эскадрилья почти сразу попала в низкую облачность.

Вскоре Раскова повела свой самолёт вверх, пробивая облака. Больше спутники не видели её самолёта. 7 января его обломки нашли недалеко от села Михайловка под Саратовом. Вместе с ней погибли штурман, радист и инженер полка. Что стало причиной крушения самолёта и что погубило экипаж и саму Раскову, неизвестно. Созданные Расковой батальоны были гордостью советской авиации. Многие ученицы лётчицы сами стали героями Советского Союза. Урна с прахом Расковой была помещена в Кремлёвскую стену. Ранее также поступили с прахом Полины Осипенко.