Первый монастырь на Москве 

Первый монастырь на Москве , фото

Даниловский монастырь

Даниловский район получил свое название от одноименного села, а оно — от монастыря во имя святого Даниила Столпника. По преданию, этот монастырь основал здесь, на берегу Москвы-реки, у брода, первый московский удельный князь Даниил Александрович, и он считается самым древним в Москве.

Основатель московской династии

У Александра Невского было четыре сына, младший из них — Даниил. Согласно летописям, в двухлетнем возрасте он потерял отца, завещавшего свои земли в удел средним сыновьям, Дмитрию и Андрею. Даниилу же, которого практически и узнать-то не успел, оставил «что негоже» — скудный городок Москву.

С централизацией Московского государства стремление его владык (особенно — первого самодержца Ивана Грозного) показать всех своих прямых предков главными героями русской истории определило каноническое представление об основателе Московского княжества. В «Степенной книге», ставшей основой и церковного предания, Даниил показан «богопросвященным», мудрым, кротким и заботливым правителем-«братолюбцем». Вероятно, уже при Грозном он был прославлен как местночтимый святой — «Степенная книга» не зря повествовала о совершенных им посмертно чудесах. Но точных данных об этом нет.

В реальности же, видимо, был Даниил по хилости своих владений осторожен до бесцветности. Конкретных сведений о его успехах в управлении княжеством нет. В постоянных междоусобицах родни он лавировал, примыкая к тем, кого считал в данный момент сильнее. Главное территориальное приобретение — Переяславское княжество — получил по наследству от бездетного племянника-союзника. Едва ли не единственную победу (пленение рязанского князя Константина) Даниил одержал благодаря «некоей хитрости», но, когда его брат Андрей в 1293 году привел на Русь карательную экспедицию Орды («Дюденева рать»), открыл ей ворота своей столицы. Ордынцы тогда якобы «Московского Даниила обольстиша» и разорили Москву вместе с окружающими селениями, вырезав и угнав в плен множество горожан (сам князь и его семья не пострадали). Церковное предание сообщает, что после этого Даниил «отдал все свое имущество на помощь разоренным людям и на восстановление Москвы», однако умалчивает, что за имущество могло сохраниться в скудном городке (едва 200 шагов в длину) после ордынского грабежа и пожара. Впрочем, некоторые источники намекают, что князь заблаговременно скрылся из города вместе с казной, которую позже и использовал для восстановления своего удельного стола.

Первый монастырь на Москве   фото

Даниловский монастырь, 2021 год

В Московском княжестве

Легенда гласит, что в 1282 году князь Даниил основал первый в Московском княжестве монастырь во имя своего святого — Даниила Столпника, аскета-отшельника, проведшего, по преданию, более 30 лет в молитве и посте на вершине башни-столпа. Следов этого монастыря не сохранилось, но считается, что его деревянная церковь и несколько избушек насельников по традиции еще доордынских времен помещались на удалении от города (примерно в пяти верстах от Боровицкого холма) в стратегически важном месте: возле брода через Москву-реку, где в нее впадал небольшой ручей, и рядом с дорогой на юг. Если верить позднейшим летописям, Даниил учредил там архимандритию — вполне логичное решение: что за княжество без отдельной монастырской иерархии, даже если главный монастырь пока единственный. Рядом появилось кладбище. Там, по преданию, был похоронен в 1303 году и сам князь Даниил — «в черньцѣх и в скимѣ», то есть монахом, как было принято у князей. Во всяком случае, именно там столетия спустя были чудесным образом обретены его мощи.

«Глаголють же неции оть древних старець, яко пръвии бе князь Данило Александровичь сиа архимандритию имеяше у святаго Данила за рекою, яко в свое ему имя церкви тои поставленъй сущи».

Троицкая летопись

Согласно принятому мнению, сын Даниила, Иван Калита, передал архимандритию вновь построенному Спасскому монастырю Кремля, поручив архимандриту Иоанну руководить обоими монастырями, однако деревянный Даниловский монастырь вскоре «оскуде нерадением древних архимандритов Спасских, яко ни следу монастыря познаватися». Однако, возможно, он попросту не был толком восстановлен после устроенного Дюденевой ратью погрома. На два с лишним столетия жизнь на территории монастыря практически замерла — археологи отмечают крайнюю бедность культурного слоя этого периода.

Первый монастырь на Москве   фото

Великий князь Иван Данилович Калита // Иван Грозный 

В Московском царстве

В XVI веке с поворотом Москвы к самодержавию возникла надобность в «освящении древностью» ее претензий на роль единственного истинно христианского царства — «Третьего Рима». В рамках этой идеологии в 1550-х годах Иван Грозный уже не ограничивается соборными панихидами по пращуру, учрежденными еще его дедом, а основывает (официально — возобновляет) на том же месте полноценный монастырь. Строительство начинается с каменного храма, но вовсе не в память князя Даниила, а с уникальным в России вплоть до XIX века посвящением: «Святым Богоносным Отцем Вселенских Седми Соборов».

Первый монастырь на Москве   фото

Собор Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, 2021 год

Новый каменный храм за деревянными стенами монастыря был освящен в 1561 году — спустя десять лет после того, как в попечениях о скорейшем превращении Москвы в «Третий Рим» Стоглавый собор ввел новую систему административного деления церковной Москвы. Семь соборных округов при семи соборах и семи церковных старостах — в этом устройстве отразилась не только древняя магия числа 7, но и память о Риме, городе на семи холмах, и, разумеется, о фундаменте московского православия — семи первых вселенских церковных соборах. В центре этого православного космоса, утверждающего византийское наследство Москвы, призван был встать собор всем соборам (и всем старостам, и священству). Он как бы принимал эстафету духовного центра московского православия у первой архимандритии, возвышаясь над ней, как необъятное уже Московское царство Грозного — над маленьким княжеством Даниила Александровича.

«Иван Васильевич.. виде небрегаемо место оно Даниловское… устави во вся лета сам приходить на место то, такоже и митрополит со священным собором… и повеле церковь поставити, и монастырь вздвигнути, и кельи возградити… еже и бысть».

«Степенная книга»

Правда, за время строительства на роль «собора соборов» отыскался другой кандидат, который был и сложнее, и ярче, и ближе к Кремлю: в один год с Даниловским собором освящение получает собор Покрова на Рву, в самой своей ткани отобразивший непростую идеологию времени. К нему же в особую избу переедет и управление церковными округами Москвы. А Даниловский храм станет обычным монастырским собором, лишь в имени сохранив память о несбывшемся высоком назначении. Пройдет чуть меньше двух столетий, и он обветшает настолько, что служить здесь станет опасно: белокаменный храм под зеленой черепицей разберут до основания, а посвящение (к тому времени уже не вполне понятное простым смертным) передадут вновь построенному там же новому собору.

Первый монастырь на Москве   фото

Надвратный храм Симеона Столпника, 2021 год

О жизни монастыря в XVI-XVII веках известно немного. В 1571 году он пострадал от нашествия Девлет-Гирея. Двадцать лет спустя под его стенами собралось войско Федора Иоанновича и опрокинуло орды Казы-Гирея. Еще через 15 лет в Великую смуту войска Шуйского дрались там с отрядами Болотникова. В 1610 году в поле у Данилова монастыря шли переговоры о свержении Шуйского и избрании нового царя, а вскоре казаки гетмана Жолкевского сожгли сам монастырь.

«Церковь и трапеза на собрание собором тем же убо старостам и десяцким и всего града священником и дияконом, но повелению Царя Государя и Великого Князя где устроено место обще соборному совокуплению, собрав, аще буде достойно по царскому велению святый храм строити святым богоносным Отцем Вселенских Седми Соборов, да утвержу храма паства и трапеза на собрание священником и диаконом о духовных советах».

«Соборный приговор об учреждении и обязанностях Московских поповских старост», 1551 год

В мирное же время он явно не бедствовал: еще Иван Грозный пожаловал ему почти 1,5 тысячи гектар пашни и более 70 деревень в Московском уезде и еще земли с деревнями в соседнем Коломенском уезде. В конце XVII века монастырь владел подворьем в Кремле, а на жалованье его насельников царева казна регулярно выделяла несколько десятков рублей — суммы немалые.

В XVII веке здесь появились и новые храмы: в конце 1620-х — деревянная, а полвека спустя — каменная церковь Покрова Богородицы. Рядом с ней выросла церковь пророка Даниила, впоследствии «…ЦЕРКОВЬ ВО АЛТАРИ и ризничная палата где всякая церковная утварь и ризница во многих местах розселась со верх до земли… от дождевой погоды бывает теча и весма де опасно чтоб от того оное церковное строение не обвалилось». Из письма Даниловского монастыря в Синод, 1729 год ставшая Данииловым приделом Покровской церкви.

Первый монастырь на Москве   фото

Вид на Данилов монастырь со стороны нынешнего Холодильного переулка, 1882 год

В Российской империи

Архитектурный ансамбль Данилова монастыря складывался на протяжении столетий, но сформировалась его планировка лишь к концу XIX века. Более древняя часть — с каменной оградой, башнями и надвратной церковью Симеона Столпника, храмом Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и рядом других строений — оформилась к началу XVIII века. В XIX столетии обитель существенно расширилась — получила новую (западную) часть с некрополем и новыми административными зданиями, вырос главный с тех пор Троицкий собор.

Охватившая столь значительный период времени история монастыря не могла не отразить стилистические черты архитектуры разных эпох. Впрочем, мы не встретим здесь шедевров: постройки обители скорее типические «герои своего времени», хотя и с особенностями. Обращая взгляд назад, от более поздних по времени сооружений к самым древним, мы увидим и представителя русского модерна (усыпальницу купцов Ляпиных начала XX столетия в храме Святых Отцов проектировал сам Федор Шехтель), и характерный образец московского ампира (Троицкий собор проектировал главный московский архитектор «по фасадической части» Осип Бове — тот самый, который поднимал Москву из руин после пожара 1812 года), и пример зодчества послепетровского времени (Северные ворота монастыря с надвратной церковью Симеона Столпника XVIII века).

Первый монастырь на Москве   фото

Троицкий собор, 2021 год 

Самое же любопытное и особенное сооружение обители — это собор Святых Отцов Семи Вселенских Соборов, построенный по указу Синода от 1729 года вместо вконец обветшавшего в царствование Петра I несостоявшегося «собора всем соборам» Ивана Грозного. 

Новый храм в рекордный срок, всего за год, вырос «на плечах» прежних храмов Покрова и пророка Даниила, объединив под своей крышей сразу три разновременных церкви. Созданные в стиле московского узорочья Покровскую и Даниловскую церкви, стоявшие под общим перекрытием с двумя главками, частично разобрали, а на их пониженных сводах вторым ярусом встал еще один храм — собственно Святых Отцов. Этот многосоставный храм, освященный в 1730 году, получит соборный статус — до постройки в обители в 1838 году нового Троицкого собора. Сегодня церковь Святых Отцов включает в себя не только верхний и два нижних храма, но и три разновременных придела, а на фасадах этой постройки непростой судьбы мы можем прочесть и черты нарышкинского барокко, и элементы послепетровской архитектуры XVIII века.

Первый монастырь на Москве   фото

Надвратный храм Симеона Столпника перед возвращением монастыря РПЦ

Реформы церкви Петра I больно ударили по монастырю — все его доходы от населенных земель были отписаны в казну, а взамен Монастырский приказ выплачивал в несколько раз меньшие суммы. Даже секуляризация церковных имуществ при Екатерине II оказалась не столь чувствительной. В конце XVIII века, однако, положение монастыря улучшается: восстановлена архимандрития, удвоены казенные выплаты, к нему приписывают мельницу с землей для сдачи в аренду. В XIX веке снова увеличивается казенное содержание, Николай I наделяет монастырь лесными и покосными угодьями. Большая часть земли и строений на ней монастырь сдает в аренду. К этому добавлялись доходы от продажи свечей и просфор, плата за совершение обрядов, а в конце века — доходы по ценным бумагам и проценты по банковским вкладам. К 1917 году у монастыря почти 180 га земли, в нем живут 19 монахов и четыре послушника.

В Даниловском монастыре работала приходская школа для бедных — несколько десятков ее учеников получали не только начальное образование, но и завтраки. Действовала богадельня и странноприимный дом. В конце XIX века власти начали отправлять в монастырь несовершеннолетних преступников — впрочем, те обычно сразу бежали из-под надзора монахов, частенько с украденным в монастыре имуществом. С началом Первой мировой войны здесь разместился лазарет, находили приют беженцы.

Первый монастырь на Москве   фото

Заседание Поместного собора 1917-1918 годы 

В советской стране

Крах царизма весной 1917 года стал вызовом Русской церкви, почти тысячу лет бывшей его главной скрепой и опорой. Собравшийся в августе 1917 года Поместный собор потребовал сохранения за ней прежнего исключительного положения в государстве и обществе. Большевистские Советы ответили Декретом об отделении церкви от государства и насилием. Монастырь был ликвидирован, его храмы и иное имущество — национализированы, однако даниловская братия продолжала монашескую жизнь как клир Даниловской общины. Власти поначалу пытались подкупить ее: в 1918 году некий безымянный «комиссар по разбору дел мобилизации» предложил братии открыто поддержать Советы и присоединиться к «коммунальному строю», обещая вернуть изъятое у монастыря имущество. Настоятель, епископ Феодор, ответил недвусмысленно: в Даниловском монастыре «искони живут коммунальным строем». Владыка Феодор привечал архиереев, которым власти не позволяли отправиться в свои епархии, осуждал фактическую конфискацию храмового имущества. Летом 1920 года он был арестован и следующие 17 лет скитался по тюрьмам, лагерям и ссылкам, но связи с братией не прерывал. Усилиями настоятеля Даниловская обитель фактически стала важнейшим центром религиозной жизни России. В 1937 году владыка Феодор был расстрелян, каток репрессий прокатился и по всей Даниловской общине — клир и многие из более чем тысячи прихожан были казнены или оказались в лагерях.

«…Смотрю на сцо. революцию как на средство, полезность ее определить затрудняюсь».

Показания епископа Феодора (Поздеевского) следователю ГПУ, 1924 год

В 1929 году специальным постановлением религиозная деятельность в монастыре была запрещена. Его некрополь был осквернен и разгромлен, останки лишь нескольких похороненных там выдающихся людей (в том числе Николая Гоголя) удалось перенести на другие кладбища. Здания Даниловского монастыря на полвека оккупировали приемники-распределители и прочие тюремные заведения для малолетних правонарушителей. За это время монастырь обветшал, даже стены стали рушиться.

Первый монастырь на Москве   фото

Феодор (в центре), настоятель Даниловского монастыря

В 1983 году правительство СССР удовлетворило просьбу патриарха Пимена о безвозмездной передаче монастыря Русской православной церкви. После завершения в конце 1980-х годов обширных археологических и реставрационных работ здесь возобновилась религиозная жизнь. В обновленный Троицкий собор передали сохраненные владыкой Феодором и тайно вывезенные впоследствии в США частицы утраченных при разгроме монастыря в 1929 году мощей Даниила Московского. Недавно в монастырь вернулись и прежние колокола — их в том же году спас от уничтожения американский бизнесмен Чарльз Крейн, выкупив у Советов и отправив на хранение в американский Гарвардский университет.

Читайте также

Фильтр