Церкви Даниловского района

Церкви Даниловского района, фото

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове

Немногочисленные церкви Даниловского района — яркие образцы храмовой архитектуры разных столетий: рядом с эклектикой церкви Рождества Богородицы мы встречаем здесь нарышкинское барокко храма Троицы Живоначальной и ампир храма Воскресения Словущего.

Племянник Сергия Радонежевского

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Старом Симонове — один из древнейших сохранившихся до наших времен храмов Москвы. Он был заложен в 1370 году преподобным Феодором III, учеником и родным племянником преподобного Сергия Радонежского, впоследствии ставшим архиепископом Ростовским. О намерении построить монастырь Феодор сообщил дяде по достижении зрелого возраста, однако, по преданию, до претворения плана в жизнь дошло, лишь когда молодой инок во время ночной молитвы услышал Божье наставление: «Феодоре, иди убо в пустыню, имаши бо обитель составити и умножити в ней чада муж, желаний духовных и мзду многу имаши приятии на небесех».

Сергий Радонежский, долгое время сомневавшийся в готовности Феодора управлять собственной обителью и видевший в нем преемника в деле руководства Троицким монастырем, расценил это как знак свыше. Благословив ученика, он отправил его вместе с несколькими старцами искать место, на котором можно было бы возвести новый скит.

Старое Симоново

Под строительство Феодор выбрал пустынную местность на берегу реки Москвы неподалеку от села Симоново и обратился к Сергию за благословением. Получив одобрение преподобного, Феодор приступил к возведению монастыря с церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Постепенно молва о добродетельности Феодора распространялась по округе, и к нему стали обращаться прихожане из близлежащих сел. Феодор же, стремясь служить Господу и жить в уединении, решил тайно избрать новое место под собственную келью, где никто не нарушил бы его покой. Он устроил ее в глубине леса, близкого к обители, но отделенного от нее рвом. Несмотря на это, его замысел не сработал: ученики, не желавшие расставаться со своим наставником, быстро обнаружили его, и к Феодору вновь направились послушники. В итоге вокруг его кельи в 1379 году образовался новый Симонов монастырь, а церковь Рождества Пресвятой Богородицы получила с тех пор название — «в Старом Симонове». По преданию, в 1380 году именно в ней были захоронены монахи-воины Пересвет и Ослябя из Троице-Сергиева монастыря, участвовавшие вместе с Дмитрием Донским в Куликовской битве.

Церкви Даниловского района  фото

Петр Алексеевич Бахрушин с семьей. Сидят: Петр Алексеевич, Екатерина Ивановна и Дмитрий Петрович. Стоят: Алексей Петрович, Константин Петрович и Николай Петрович, конец 1880-х годов

Каменное здание

В 1509 году на месте деревянной была возведена одноглавая каменная церковь, от которой до наших дней сохранилась нижняя часть восточного четверика (верх был перестроен в XVII веке). По неподтвержденным сведениям, автором постройки являлся итальянский зодчий Алевиз Новый, известный как создатель Архангельского собора Кремля. В середине XVIII века церковь стала приходской, и в 1787 году к ней пристроили каменную трапезную и колокольню. Спустя еще столетие в ней появились приделы во имя святого Николая Чудотворца и преподобного Сергия Радонежского (там в 1870 году появилось чугунное надгробие в память о захоронении Пересвета и Осляби).

Вечная перестройка

Церковь неоднократно реставрировали и достраивали. Например, она сильно пострадала во времена Смуты, а затем Наполеоновских войн: в отличие от Ново-Симоновского монастыря, церковь не была защищена и всегда оказывалась под обстрелом. Однако особые потери здание понесло именно в XX веке, когда в 1926 году его отдали под компрессорный цех соседнего, просуществовавшего до 2015 года завода «Динамо». Колокольня при храме была полностью разрушена, чугунное надгробие было предназначено на металлолом, и лишь в 1987 году его в катастрофическом состоянии отдали Историческому музею под юбилейную экспозицию о Куликовской битве. В 1989 году в храме возобновились богослужения, а в 90-е началась капитальная реставрация.

Церкви Даниловского района  фото

Храм Живоначальной Троицы в Кожевниках

Храм ведет свою историю с XVII века, и, как это обычно бывает, она начинается с деревянного здания. В 1625 году в слободе кожевников появилась «церковь Кира и Иоанна под Симоновым в Кожевниках». Однако в записи 1657 года она названа уже в честь Живоначальной Троицы. Каменное здание начали строить в 1686 году по указу царей Петра и Ивана Романовых и царевны Софьи, а закончили в 1689-м. В 1772 году сооружена трехъярусная колокольня с девятью колоколами, главный из которых весил 300 пудов и был отлит в 1749 году известным литейщиком Константином Слизовым.

Много сделали для храма меценаты Александр и Петр Бахрушины (по совместительству церковные старосты Кожевнической слободы). Они не только построили роскошную каменную церковь на свои средства, но и постоянно поддерживали в ней порядок, следили за убранством. Иконы были украшены золотом, серебром и жемчугом, ажурный пятиярусный иконостас производил яркое впечатление великолепной резьбой — денег Бахрушины не жалели.

Однако в XX веке большинству русских церквей суждено было быть разграбленными, закрытыми, перестроенными под нужды нового государства. Храм Троицы Живоначальной закрыли в 1935 году, тогда же в лагеря отправили настоятеля Николая Кобранова, которого спустя несколько лет расстреляли. Перестраивали церковь под склады, электроцех и объединение «Мослифт». В 1980-е годы здание решили отреставрировать и сделать концертным залом. Благодаря этой инициативе восстановили купола, кресты, окна и многое другое.

В 1992 году храм передали Русской православной церкви, с того момента его начали активно реставрировать. Протоиерей Александр Зайцев, к примеру, потратил на восстановление больше 20 лет.

Церкви Даниловского района  фото

Храм Воскресения Словущего в Даниловской Слободе

Еще в XIII веке первый князь московский Даниил Александрович основал Свято-Даниловский монастырь, строительство которого началось с церкви Даниила Столпника. Однако уже век спустя монастырь чуть не исчез: по приказу Ивана Калиты братия была переведена в Кремль, за обителью в Даниловской слободе некому было следить, она несколько столетий находилась в запустении.

В XVI веке монастырский комплекс был перенесен в другое место, севернее прежнего. В 1699 году на месте деревянной появилась каменная церковь — Воскресения Словущего. Построена она была на деньги прихожанина Феодора Васильева и располагалась уже за стенами монастыря.

Следующее обновление церкви пришлось уже на 1830-е годы. Именно тогда архитектор Федор Шестаков построил на деньги владельца Даниловской мануфактуры Ивана Рыбникова массивное здание в стиле ампир. Новый храм был архитектурно связан с Троицким монастырским собором — в основном, конечно, ротондой на четверике. В духе позднего московского классицизма церковь Воскресения Словущего была монументальна, но довольно сдержанна в деталях.

Храм действовал какое-то время после революции. После закрытия Даниловского монастыря в 1930 году там нашли укрытие монахи и принесли с собой мощи Даниила Московского. Однако спустя всего пару лет закрыли и Воскресенский храм. Многие священники были репрессированы и расстреляны. Здание полностью разграбили, в это время и пропали мощи преподобного Даниила. Какое-то время внутри располагались различные производства — например, Московское объединение по выпуску зонтов.

Реставрацией храма занялись в 1980-х годах, причем некоторое время в нем еще продолжало работать производство, приходилось договариваться, получать согласие на восстановление крестов. Работники цеха освободили здание только в 1987 году, и целых десять лет велась кропотливая работа по воссозданию внутреннего и внешнего убранства полностью разрушенной церкви.

Читайте также

Фильтр