Ни МШЗ, ни покрышки

Ни МШЗ, ни покрышки, фото

Московский шинный завод

Весной 2012 года Арбитражный суд признал Московский шинный завод в Южнопортовом районе банкротом. Вокруг компании стало появляться всё больше новостей об уголовных делах, убытках и просроченных кредитах. Так бесславно умерло некогда крупнейшее в стране предприятие по производству покрышек.

Успех

Здание бывшего Московского шинного завода возвышается рядом с  корпусами, где располагалось другое крупное столичное предприятие — Первый государственный подшипниковый завод. Однако МШЗ и ГПЗ-1 не ровесники: производство автопокрышек в городе появилось на свет чуть позже своего соседа, в 1945 году.

При создании шинного завода руководство страны не стало изобретать велосипед, а пошло по проторённой дорожке — закупило оборудование и технологии за границей. По понятным причинам, в то время советская делегация от Совнаркома не могла разъезжать по европейским предприятиям, а сразу направилась в Соединённые Штаты, где и был заключён контракт. Всё произошло в сжатые сроки: в начале 1943 года принято решение о запуске строительства, а уже осенью начался монтаж оборудования. Ещё через два года завод выпустил первую автомобильную камеру, а через три в цехе была торжественно собрана миллионная покрышка.

На 60-80-е годы приходится расцвет деятельности МШЗ. Появились новые корпуса, расширилось производство. За счёт стран социалистического лагеря резко увеличилась география поставок. В свой 20-летний юбилей завод закончил реконструкцию. Регулярно звучали сообщения об ударном завершении очередного года очередной пятилетки. И даже в новый век предприятие, как казалось, вошло гораздо более подготовленным, чем многие его собратья. Однако это было не так.

Ни МШЗ, ни покрышки  фото

Цех сборки и вулканизации автошин. Фотограф В. Соболев, 1987 год

Пожар

В конце февраля 1996 года на Московском шинном заводе начался крупный пожар. Столб чёрного дыма был виден далеко за пределами района, к месту ЧП стягивались экстренные службы. К тому моменту в загоревшемся здании находились тонны каучука, мазута, и самое опасное — серы. Воздух наполнился едким дымом, снег на окрестных улицах покрыла чёрная копоть. Пожарные не справлялись с пламенем, пришлось привлечь авиацию. Вертолёты, набиравшие воду в Москве-реке, сделали полсотни заходов и в общей сложности вылили на горящее здание почти 250 тонн воды, однако огонь долгое время не удавалось укротить. Жертвой чрезвычайного происшествия стал один человек — пожарный.

Директор завода заверил журналистов, что инцидент не повлиял на работоспособность предприятия. По его словам, пламя затронуло только склад готовой продукции, тогда как всё оборудование уцелело. На месте сгоревшего корпуса пообещали построить новый. По разным оценкам, ущерб составил до 50 миллиардов рублей. Безусловно, пожар нельзя назвать единственной причиной будущего краха МШЗ, но удар оказался для предприятия ощутимым.

Банкрот

В 90-е годы завод пытался приспособиться к новым реалиям: перерегистрировался в качестве акционерного общества, создал дочерние компании и сформировал дилерскую сеть. Работал МШЗ не без поддержки городских властей, которые оставили у себя часть акций завода, заключал договоры с именитыми зарубежными производителями шин, отчитывался о разработке и внедрении в производство новых типов и моделей покрышек, закупал современное иностранное оборудование. Но все эти действия не помогли залатать пробоины в тонущем судне. В 2005 году выяснилось, что предприятие впервые за долгое время принесло чистый многомиллионный убыток. Ещё через несколько лет прокуратура назвала руководство акционерного общества виновным в заключении сделок, повлёкших за собой крупные финансовые потери и, как следствие, его банкротство. Московский шинный завод медленно, но уверенно двигался к черте, за которой уже ничто не могло его спасти.

 

Читайте также

Фильтр