В XIX веке в подмосковном селе Печатники стали жить старообрядцы. После 1911 года, когда старообрядцев перестали преследовать, через Печатники обязательно проходил ежегодный крестный ход, начинавшийся в Рогожской слободе.
17 апреля 1905 года для старообрядцев началась новая эра — эра терпимости, процветания, объединения и примирения между многочисленными ветвями старой веры. После раскола старообрядцы переживали и трудные времена, и очень трудные, и совсем безжалостные. XVIII век был легче XVII столетия для противников реформы патриарха Никона — но репрессии в том или ином виде не прекращались. При Екатерине II старообрядцам удалось закрепиться в Москве и создать свой собственный мир — целые кварталы на юго-востоке, перед Рогожской заставой, и на северо-востоке, вокруг Преображенского кладбища. Старообрядцы селились и по другим окраинам Москвы — в Печатниках было несколько церквей и «моленных домов».
Рогожская слобода, где в конце XVIII века был построен величественный Покровский собор, стала центром московского старообрядчества. Вернее, одной, самой многочисленной его ветви — поповской. Беспоповцы примерно в то же время основали общину у Преображенского кладбища.
Раскол после раскола
К концу XVII века в старообрядчестве начали появляться разнонаправленные движения. Проблема возникла после того, как рукоположенные до реформы священники стали умирать, кто из-за гонений, кто от старости. Ни одного епископа не осталось после смерти Павла Коломенского еще в 1656 году. Возникли разногласия — откуда брать новых священников? Часть старообрядцев (поповцы) желала сохранить церковную иерархию, обряды и само понятие священства. Поэтому община принимала беглопоповцев — священников, рукоположенных официальной церковью, но затем отрекшихся от нее из-за «никонианской ереси». Другие, преимущественно на севере, вовсе отказались от священства и, как следствие, от многих таинств.
В 1694 году в Новгороде был созван Собор приверженцев старой веры, участники которого провозгласили отказ от священства. Но затем возникли разногласия уже среди самих беспоповцев— по вопросам признания брака, надписи на распятии и другим. Так возникли две ветви: поморское согласие, центром которых был Выговский монастырь, и федосеевцы— последователи инока Феодосия Васильева. Уже в XVIII веке от поморского согласия отделились филипповцы — более радикальные сторонники старца Филиппа, не принявшие решение поморцев молиться за императрицу.
Преображенское кладбище, Братский двор и беспоповцы
В 1771 году Москва серьезно пострадала от чумы. Это сказалось и на облике города: кладбища было велено вынести за Камер-Коллежский вал, появились новые места захоронения. В разгар эпидемии купец Илья Ковылин, незадолго до этого принявший старообрядческую веру федосеевского толка, купил значительный земельный участок на северо-востоке Москвы, у села Черкизово. Там он и его единоверцы построили помещение для больных (карантинную станцию), хоронили умерших, а для работ привлекали других федосеевцев. В 1808 году Ковылин добился от императора разрешения построить богадельню, а за ней — многочисленные часовни и частные дома. К этому времени община у Преображенского кладбища достигала полутора тысяч человек.
Параллельно в Москве возникла еще одна община беспоповцев, но другого толка. В 1770-х годах в Рогожской слободе в Дурном переулке (теперь — Товарищеский переулок) стали селиться филипповцы из села Кимра (Кимры) Тверской губернии. В 1790 году тверской купец Долин пожертвовал деньги на строительство каменной богадельни и деревянного молитвенного дома, скрытого в глубине двора. Община филипповцев была меньше, чем у федосеевцев, — к началу XIX века число прихожан достигало 300 человек. После 1812 года в Дурном переулке появилась каменная моленная, в Москву приезжало все больше филипповцев из отдаленных губерний, их число увеличилось вдвое, а Братский двор стал духовным центром этого старообрядческого согласия.
Отношения между толками старообрядчества оставляли желать лучшего: неразрешимые разногласия (прежде всего по вопросам отношения к браку) не позволяли членам общины полноценно общаться между собой. Филипповцев не хоронили на федосеевском Преображенском кладбище; сами они принимали в свою общину старообрядцев других ветвей только после покаяния. Чтобы попасть к строгим аскетичным филипповцам, федосеевцу нужно было выдержать шестинедельный пост. Адептам поморского согласия, признававшим брак, приходилось поститься 12 недель, а также расставаться с женами и детьми. В свою очередь, правила федосеевцев были не менее суровы. Собор 1809 года постановил, что поморцы могут войти в общину только через 40-дневный пост. Этим остались недовольны как поморцы, так и многие федосеевцы, считавшие, что поморцев вовсе нужно перекрещивать.
«Великий постриг». М. Нестеров. 1898 год; Топокарта восточных окраин Москвы 1848 года. Выделено красным — Рогожское кладбище
Рогожская слобода
Старообрядцы-поповцы, как и федосеевцы, появлением своей общины в Москве обязаны кладбищу. Все в том же 1771 году, во время эпидемии чумы, приверженцы старой веры создали на юго-востоке Рогожское кладбище. Община росла стремительно, и в 1792 году там построили Покровский храм. Изначально его планировалось сделать пятиглавым. Но митрополит Петербургский Гавриил обратил внимание императрицы на размеры собора и предположил, что раскольники построив себе храм, превышающий Успенский собор Кремля, хотят тем самым унизить «первую в России церковь в глазах простого народа». Покровский храм укоротили, сделали одноглавым. Тем не менее широкий приземистый собор стал самым крупным церковным строением России того времени. Рогожская слобода постепенно превращалась в центр русского старообрядчества: появились новые церкви, со всей страны единоверцы свозили в них древние книги и иконы. После Покровского собора (летнего, то есть неотапливаемого) были построены зимний храм Рождества Христова и Никольский храм. Купцы выделяли значительные средства на украшение храмов, строили монастыри и богадельни. Великолепие старообрядческого городка омрачалось только неполноценностью статуса церквей: они не были освящены, поэтому литургии в них совершать было нельзя.
Новые гонения
С воцарением Николая I вольностям пришёл конец. Священникам господствующей церкви запретили переходить к старообрядцам. Затем ревнителям старой веры перестали разрешать строительство новых церквей. К 1840-1850 годам репрессии достигли апогея: власти разрушали и запечатывали часовни, а гражданские права старообрядцев свели к минимуму. Запечатали и алтари Рогожского кладбища. К 1856 году во всей Москве были закрыты даже молельни, находившиеся в частных домах.
Это привело к тому, что старообрядцы снова ушли в подполье — как поповцы, так и беспоповцы. На Братском дворе была устроена целая система, позволявшая верующим проводить тайные молитвы и вовремя уходить от преследователей. Моленный дом был скрыт от посторонних глаз жилыми постройками (так же выглядел и моленный дом в Печатниках), войти в него можно было только по одному. Жилые дома соединялись тайными ходами. Чужого сразу замечали. Павел Богатырев, прославленный оперный певец, родившийся в Рогожской слободе, вспоминал: «…здесь нравы и обычаи резко отличались от остальной Москвы, особенно от её центра. <…> Рогожская Палестина велика — в ней в конце шестидесятых годов было пятьдесят две тысячи коренных жителей, девятнадцать церквей и пять монастырей да ещё Рогожское кладбище. Жизнь тогда была здесь замкнутая, постороннему почти невозможно было проникнуть сюда».
Несмотря на все запреты, привыкшие за века к гонениям старообрядцы продолжали жить своей жизнью. Преследования поповцев привели к появлению новой структуры за пределами Российской империи. В 1846 году греческий митрополит Амвросий согласился на переход в старообрядчество, положив начало Белокриницкой иерархии (по названию села Белая Криница на Буковине, тогда — части Австро-Венгерской империи). Амвросий рукоположил епископов, так начала выстраиваться структура нового священства.
Недолгий золотой век
Указ об укреплении начал веротерпимости 1905 года стал для старообрядцев настоящим праздником. Их больше не называли раскольниками, алтари торжественно распечатали. Уже в начале 1906 года император Николай II принял делегацию старообрядцев в Царском Селе — еще за несколько лет до этого о таком невозможно было и помыслить. Богатейшие купцы-старообрядцы — Рябушинские, Морозовы, Солдатёнков — финансировали строительство новых храмов и богаделен. На Рогожском кладбище возвели колокольню Воскресения Христова в память о распечатании алтарей — всего на кирпич ниже Ивана Великого, как с гордостью говорили старообрядцы. У Покровской заставы построили храм Успения, у Тверской заставы — храм Николы Чудотворца. Не менее важным было открытие при Рогожской общине Старообрядческого богословского института, там планировалось обучать новых священников. Наконец, старообрядцы различных толков начали преодолевать старинные разногласия. В Москве в 1906 году прошел мирный собор, в то же время старообрядцы Белокриницкого согласия (где также случился раскол) собрались в Бендерах.
Церковь Покрова Богородицы Успенско-Покровской общины старообрядцев. Построена в 1907-1911 годах. Архитектор И. Е. Бондаренко. 1911 год
От СССР до России
Как и прежде, центром поповского старообрядчества остается Рогожское кладбище, а кафедральным собором — Покровский храм. У Русской православной старообрядческой церкви (Белокриницкого согласия) на сегодняшний день более 200 приходов в России и других странах. Также существует Русская древлеправославная церковь, не признающая Белокриницкую иерархию, — ее главный храм, Покровский собор, находится в Замоскворечье.
Центр беспоповцев-федосеевцев, как и раньше, на Преображенском кладбище, в церкви Воздвижения Креста Господня. Но большинство общин избегает проходить официальную регистрацию. Рядом с федосеевцами, в Успенской молельне храма Святителя Николая на Преображенском кладбище, находится Московский центр Поморской общины. Не сохранилась только память о самых радикальных беспоповцах — филипповцах. От Братского двора ничего не осталось, последнее принадлежавшее филипповцам строение в Дурном (Товарищеском) переулке снесено в 1990 году.