Метро в Чертанове

Метро в Чертанове, фото

Станция метро «Чертановская»

Серая, полностью подземная Серпуховско-Тимирязевская ветка метро сегодня имеет в составе 25 станций. Её общая длина — 41,2 км, которые можно преодолеть за 58 минут. В один и тот же день на этой линии открылись две станции — «Чертановская» и «Южная», и обе они находятся на территории Северного Чертанова.

«Чертановская»

Проектное название: «Чертаново». 
Архитектор: Н. А. Алёшина. 
Художники: М. Н. Алексеев, Л. А. Новикова. 
Инженер-конструктор: Т. А. Жарова. 
Колонная, трёхпролётная, мелкого (10,5 м) заложения

 

К 1980-м архитектору Алексею Душкину, по чьей судьбе проехал государственный каток, вернули репутацию эстетического авторитета. Его подземные проекты, станции «Кропоткинская», «Маяковская», «Новослободская», считаются лучшими из всего созданного в столичном метро. Главный архитектор «Метропроекта» Нина Алёшина как «наследница по прямой» (молодым специалистом пришла в команду Душкина) посвятила «Чертановскую» памяти учителя.

Комбинация тонкоствольных колонн «Автозаводской» Душкина, вдохновлённого фугами Баха и тимирязевской «Жизнью растений», с «древнеегипетскими» лотосообразными капителями его же «Кропоткинской», создавалась к пятидесятилетию «Метропроекта». Юбилей прославленное учреждение решило отметить, наградив лучшую станцию последних лет, а спальный район было решено одарить дворцовым великолепием. 

Стройку осложняли геологические условия и бытовой вопрос: пятиэтажку 1963 года над тоннелями, шедшую под снос, отстояли жильцы, но на помощь пришёл так называемый лондонский способ щитовой проходки с бетонированием и заморозкой грунта. «Чертановская» получила повышенные пропорции перронного зала, стальные колонны со звёздчатым сечением и нервюрами на своде, геометрический орнамент из красного и тёмного гранита на полу. Щедрую порцию роскоши и блеска добавили люстры — каскады, большие и малые. Немного вогнутые беломраморные путевые стены художники Михаил Алексеев и Любовь Новикова оформили вставками алюминиевого литья на тему «Строительство новой Москвы», тому же сюжету посвятив и витраж, и мозаику в одном из двух наземных вестибюлей. Можно долго разглядывать это смальтовое полотно: есть на нём и высотные здания, и башенные краны, и просторы «завтрашней» улицы, и солнце.

«Южная»

Проектное название: «Днепропетровская».
Проекты переименования: «Сумская» (1992 год).
Архитекторы: В. А. Черёмин, Р. Баженов.
Художники: Б. П. Неклюдов, В. Кузнецов, В. Бикейкин.
Односводчатая, мелкого (10 м) заложения.

 

 Своды станции с островной платформой обильно залиты светом. «Южная» освещается лампами дневного света, спрятанными в 26 ниш — кессонов. В этом подземном пространстве, облицованном светлыми породами мрамора, царят простор и свобода, чтобы и жители окраины могли получить свою «порцию счастья». Мраморные вставки на стенах имитируют водные потоки. Пол имеет своеобразный рисунок, напоминающий греческий орнамент. Автор, Виктор Андреевич Черёмин, тоже успевший посидеть в кресле главного архитектора «Мосгипротранса» и за свой творческий путь реализовать более двух десятков проектов метро, этот проект посвятил теме «Природа Подмосковья». Сюжет поддержан флорентийскими мозаиками в торцах станции. Творческую группу по созданию панно «Времена года» возглавлял Борис Неклюдов, который посвятил свою творческую жизнь именно технике мозаики, витража и монументальной росписи. Художник создал более двух сотен декоративных композиций: в здании аэропорта Магадана, подмосковном пионерском лагере «Зорька», театре «Сатирикон», Доме культуры совхоза «Московский», зимнем саду Дворца культуры завода «Электроника» в Воронеже, фойе московского кинотеатра «Орбита». В 2018 году у входа в метро «Южная» появились скульптурные произведения Алексея Селиванова, ученика мастера Александра Рукавишникова, — фигуры девушки-студентки, изображение голубя и глобуса с книгами. Вскоре возле бронзовых статуй возникло место для отдыха, появились фонари и скамейки.

Читайте также

Фильтр