Медведковский долгожитель

Медведковский долгожитель, фото

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Медведкове

На Заповедной улице в Медведкове утопает в почти заповедной зелени один из последних одношатровых храмов в Москве. История его постройки тесно связана с одной из самых мрачных страниц русской истории — Смутой.

Традиция строить храмы в честь военных побед известна давно. Так построен был и храм Покрова Пресвятой Богородицы. Один из его владельцев Дмитрий Михайлович Пожарский, направляясь в 1612 году во главе Второго ополчения к занятой польскими интервентами Москве, остановился на отдых в своём имении и дал обещание в случае победы над поляками возвести здесь церковь. И обещание это он, хоть и не сразу, выполнил.

После изгнания из Москвы интервентов и выборов нового царя Дмитрий Михайлович уже намного чаще бывал в столице. Медведково стало его основной резиденцией, но построить обещанную церковь Дмитрий Михайлович смог лишь к 1623 году: война не закончилась с освобождением Москвы, и для её завершения нужны были талантливые военачальники, такие как князь Пожарский.

Первоначально церковь Покрова Богородицы была деревянной. Шатровый храм имел один придел в честь святого Петра Александрийского, небесного покровителя старшего сына князя Пожарского. В 1635 году на месте деревянной церкви появился каменный пятикупольный храм с четырьмя приделами, каждый из которых также был увенчан главой. Благодаря своему шатровому завершению, по размеру равному нижней части, храм как бы взмывал вверх. Воздушности добавляли три ряда кокошников у основания шатра. Дмитрий Михайлович повелел отлить для церкви особый колокол в память об освобождении столицы, который был помещён на небольшой звоннице, примыкавшей к храму с западной стороны. С архитектурной точки зрения храм Покрова в Медведкове представлял собой уменьшенную копию более знаменитого собора Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву (известный также как собор Василия Блаженного).

Кокошник в храмовой архитектуре — полукруглый или килевидный наружный декоративный элемент в виде ложной закомары (завершение наружного участка стены, воспроизводящее своими очертаниями прилегающий к ней внутренний свод). Название восходит к женскому головному убору.

Медведковский долгожитель  фото

 

Интересен выбор приделов. Помимо уже известного придела в честь Петра Александрийского появились ещё три, связанные со службой Дмитрия Михайловича в Великом Новгороде — Знамения Пресвятой Богородицы (икона которой является главной святыней Новгорода), преподобных Варлаама Хутынского и Антония Римлянина (знаменитых новгородских подвижников).

После смерти князя село Медведково перешло во владение его детям, которые в 1652 году выстроили новый придел храма Покрова Богородицы и освятили в честь девяти мучеников Кизических. День их поминовения совпадал с девятым днём после смерти Д. М. Пожарского.

Девять мучеников Кизических — группа христианских святых, проповедовавших в малоазийском городе Кизике и принявших там мученическую смерть. Память в православной церкви совершается 29 апреля (по юлианскому календарю).

Род Пожарских прервался по мужской линии на внуке Дмитрия Михайловича Юрии, и Медведково было передано князю Василию Васильевичу Голицыну. Будучи советником царевны Софьи, он стал одним из влиятельнейших людей в государстве, но как только Софья была свергнута, Василий Васильевич был сослан в Пустозерск. Несмотря на то, что владел князь Голицин Медведковым недолго, он успел значительно перестроить церковь: переставил приделы и сократил их количество до трёх (в  честь девяти мучеников Кизических, Знамения и Покрова). В 1686-87 годах по заказу князя был сделан новый иконостас, создававшийся при участии Карпа Золотарёва, одного из лучших иконописцев и резчиков по дереву на Руси. Вероятно, в это же время храму было подарено напрестольное Евангелие. По преданию, миниатюры в нём выполнила сама царевна Софья. Тогда же были сняты и колокола, отлитые при Дмитрии Пожарском, а взамен повешены новые, о чём свидетельствуют надписи на колоколах.

Карп Иванович Золотарёв (ок. 1656—ок. 1700) — русский иконописец и резчик по дереву. Возглавлял золотописную мастерскую Посольского приказа, работал в Оружейной палате Московского Кремля. Участвовал в создании деревянного иконостаса церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Измайлове, расписывал Потешный дворец Московского Кремля. По его эскизу был создан иконостас Крестовоздвиженской церкви в Московском Кремле, а также надвратной Преображенской церкви Новодевичьего монастыря и церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях. При его участии были написаны и многие иконы этого иконостаса.

Изъятое у опального князя Голицына Медведково какое-то время принадлежало государю, а затем передано боярам Нарышкиным, родственникам матери Петра I. В середине XVIII века, когда село Медведково принадлежало Льву Александровичу Нарышкину, храм был значительно перестроен. Переделке подверглись все кровли, открытые обходные галереи были превращены в крытые переходы, срублены все изразцы с шатра, растёсаны и прорублены заново все оконные проёмы, перестроена колокольня.

Медведковский долгожитель  фото

 

После смерти Льва Александровича село часто переходило из рук в руки. Тем не менее новые владельцы находили время и средства на поддержание облика храма. Так, в XIX веке был значительно перестроен и дополнен иконостас, восстановлена и дополнена резьба. На месте звонницы была выстроена новая колокольня. Недостаток средств у новых хозяев села также сказался на храме — царские врата XVII века были утрачены (по-видимому, они были проданы великому князю Сергею Александровичу для его дворца в Санкт-Петербурге).

В советское время храм практически не пострадал и не закрывался ни на день — помогло то, что Медведково не входило в черту Москвы. Самой серьёзной утратой стала потеря Медведковского Евангелия, которое пропало в 1919 году. До ремонта в конце 40-х годов службы велись только в нижнем тёплом храме. В 1970-е годы в храме началась реставрация, ему вернули былой облик, демонтировав металлическую кровлю и окна в шатре. Само село Медведково, будучи уже в черте города, в 70-е годы постепенно сносилось и к 90-м годам окончательно исчезло.

Сельское кладбище при храме, в отличие от села, сохранилось и даже увеличилось в начале 90-х гг. за счёт прилегающей территории. Популярность кладбища сыграла злую шутку со старыми могилами — многие из них были разрушены ещё в советские годы. Одним из самых старых надгробий является могила председателя губернской земской управы Николая Фёдоровича Рихтера. Его похороны в 1911 году были одними из самых пышных в истории кладбища — на них присутствовали московский губернатор В. Ф. Джунковский, городской голова Н. И. Гучков, предводитель дворянства А. Д. Самарин. На Медведковском кладбище был также похоронен в 1910 году Иван Иванович Зачёсов, известный своими очерками о секте скопцов, проповедовавших спасение души через борьбу с плотью путём оскопления.

В советские годы на кладбище было сделано несколько воинских захоронений, в частности, павших в Великой Отечественной войне.

 

 

Читайте также

Фильтр