В Северном Измайлове находится школа№1748, а в её дворе — музей Соловецкой школы юнг Северного флота. На холодных островах в Белом море учились войне на море пятнадцатилетние мальчишки. Четыре тысячи юнг поступили на боевые корабли.
Рулевой-сигнальщик
Одним из них был будущий автор популярных исторических романов Валентин Пикуль. Кто-то из бывших юнг стал режиссёром, кто-то певцом — среди них нашлось много творческих людей. Несмотря на тяжёлое военное время, в Соловецкой школе не забывали об искусстве; например, юноши занимались чечёткой в кружке художественной самодеятельности. Пикуль и ещё один выпускник островной школы, Виталий Гузанов, написали затем автобиографические книги, по мотивам которых в 1973 году Владимир Роговой снял фильм «Юнга Северного флота». Часть съёмок проходила на Соловках. В одной из сцен актёр и певец Игорь Скляр исполняет чечётку — «стучать» (в хорошем смысле) его научили бывшие юнги.
Как и миллионы детей 1930–1940-х, Валентин Пикуль пережил много невзгод. В 1941 году он отправился в Ленинград к бабушке, а эвакуироваться из города смог только весной 1942-го по Дороге жизни. Страшно измученный, больной цингой и оголодавший до дистрофии Пикуль приехал в Архангельск, к отцу. Тот служил в Беломорской военной флотилии и узнал о наборе в Соловецкую школу юнг. Так и попал туда будущий писатель.
Школа на острове
Школа эта была только что организована. Советский Союз пополнял кадровые резервы: слишком многих потеряли в 1941 году, и не только на суше. СССР рисковал утратить контроль над ключевыми военно-морскими базами, бои шли и на Балтийском, и на Чёрном морях. На Севере моряки защищали порты, принимавшие поставки от союзников по ленд-лизу. Флот отчаянно нуждался в квалифицированных специалистах. На Большом Соловецком острове находился учебный отряд Северного флота, но этого явно не хватало.
В 1942 году на базе этого отряда развернули школу — школу юнг. В неё набирали подростков 14-16 лет. Обучение их занимало один год: за несколько месяцев обычной учебки подготовить нормального радиста или рулевого нельзя. После школы выпускников распределяли на флот.
Учёба в школе юнг оказалась непростой, как и вообще жизнь в 1942 году. Но о наборе в школу даже не объявляли широко, от желающих и так отбоя не было. Это сейчас можно предположить, что у подростков тех лет почиталось за счастье, что они не достигли ещё призывного возраста. Однако в армии и военных училищах сносно кормили, а в тылу как придётся. Показательны неурядицы первого набора в школу на острове.
Сначала набирали учеников через отделы ВЛКСМ. В девяти регионах страны комсомольцы направляли на Соловки способных учеников 6–7 классов. Преимущество отдавалось тем, кто и так находился на содержании государства — воспитанникам детдомов, детям погибших военных. Но в тайне набор держать не получилось, и на комсомольцев посыпались многочисленные просьбы взять того или иного мальчика в школу, даже не подходящего по возрасту или физическим параметрам. В результате плохого отбора на местах часть новобранцев, когда они прибыли в Архангельск, пришлось разворачивать и отправлять домой: не все дети оказались достаточно сильны и здоровы.
«Вот на палубу выйдешь, мы там и поговорим!»
Труднее всего пришлось первопроходцам — ученикам 1942 года. Школа не успела достаточно хорошо подготовиться к их приёму и занятиям, просто было не до того. Подростки столкнулись с теми же суровыми условиями, в которых здесь когда-то жили арестанты. Быт пришлось налаживать самим. Дневной график учеников поделили надвое: часть времени они занимались учёбой, а ещё часть — работой на острове: приводили в порядок хозяйство, ремонтировали здания, даже восстанавливали церковь. Не хватало учебников, тетрадей и ещё множества нужных предметов.
Программа школы состояла не только из военно-морских дисциплин. Обучение предполагало и завершение обычного общего образования. Юнги учились математике, физике, русскому языку. Все понимали: война закончится, и в обычной гражданской жизни потребуются мирные знания и навыки. Разумеется, и в морском деле «натаскивали» юношей хорошо. Некоторые выпускники Соловецкой школы юнг вспоминали, что потомна флоте командиры заставляли их проводить занятия сматросами. Юнги передавали полученные на острове знания 40-летним «морскимволкам». «Мы-то уже воображали, чтомы “пупы земли”, и начали покрикивать наматросов во время занятий: “Не лежите на рундуках, а слушайте, записывайте!” А они в ответ: “Вот на палубу выйдешь, мы там и поговорим!”» — писал бывший юнга Леонид Пшеничко. На палубе уже матросы гоняли юнг.
Каждый ученик осваивал за год конкретную военно-морскую специальность. Школа поставляла флоту электриков, радистов, рулевых, боцманов. Квалифицированное пополнение забирали на боевые корабли сразу после выпуска, нарасхват. И так с первого до последнего юнги. Последний набор состоялся в 1944 году. По окончании войны специалистов для флота стали обучать в менее суровых условиях.
В 1942-1944 годах Соловецкая школа юнг подготовила 4111 рулевых и радистов, боцманов и мотористов. В сражениях на море погиб каждый четвёртый выпускник. Сегодня о школе юнг на Большом Соловецком острове напоминает поставленный им памятник.