Строительство
Станция «Каховская» построена в августе 1969 года в составе Замоскворецкой линии. Она расположена на Каховской площади, где сходятся несколько дорог, включая Азовскую улицу, Чонгарский бульвар и улицу Каховка. Восточный вестибюль станции расположен под ней, с подземными переходами, выходящими на площадь, в то время как западный вестибюль расположен под Чонгарским бульваром.
В 1982 году после постройки станции «Севастопольская» Серпуховско-Тимирязевской линии «Каховскую» сделали пересадочной: были открыты две лестницы, ведущие к нижней станции, расположенной перпендикулярно «Севастопольской».
После постройки участка «Каширская» – «Орехово» от станции «Каширская» в 1984 году здесь было организовано вилочное движение – благодаря разветвлению часть поездов шла по одной ветке, часть — по другой.
В 1995 году её вместе с «Варшавской» и «Каширской» выделили в отдельную Каховскую линию. Для этого за станцией построили ряд разворотных подъездных путей, которые используются для разворота поездов и ночных стоянок.
В марте 2019 года станция была закрыта на реконструкцию для интеграции ее в Большую кольцевую линию метро.
Архитектурное решение
«Каховская» – это типовая «сороконожка» мелкого заложения с двумя вестибюлями, каждый из которых оборудован четырьмя павильонами над лестничными сходами. Такая классическая конструкция станций метро стала появляться в 1960-х в спальных районах Москвы. Её спроектировали архитекторы Н. Демчинский и Ю. Колесникова как стандартный триспан (ту самую «сороконожку») с двумя рядами из 40 бетонных восьмиугольных колонн, облицованных коричневым мрамором. Однако отличительная особенность «Каховской» в том, что её колонны выполнены в форме правильного восьмиугольника, – на других станциях этого же типа все они в сечении квадратные.
До реконструкции путевые стены станции были облицованы белой и малиновой керамической плиткой, а также украшены литыми вставками, изображающими различные эпизоды Гражданской войны в России (художники и скульпторы: В. Горчаков, Л. Сошинская, В. Карпов). Светильники были скрыты в ребристом потолке. Стены эскалаторного зала украшал белый мрамор. Пол выложен гранитом и лабрадоритом, а также асфальтом по краю платформы.
В ходе реконструкции керамическую плитку на путевой стене сменил белый мрамор с фрагментами чёрного на тех участках, где крепится название станции. Литые вставки, посвящённые Гражданской войне, были отреставрированы и возвращены на прежние места. Потолок над путями сужен для улучшения их подсветки. Мраморная облицовка колонн центрального зала стала более тёмной, а сами они расширены и дополнены чёрными пилонами в центральной части, так как теперь в них вмонтированы воздуховоды.
Станция «Каховская» стала более удобной для маломобильных пассажиров. В одном из вестибюлей установлен лифт, связывающий кассовый зал с выходом на пересечение улиц Азовской и Каховка.
Помимо этого, выполнено комплексное благоустройство прилегающей к станции территории общей площадью 18 тыс. кв. метров.
В результате
Сразу же после своего открытия в составе БКЛ станция «Каховская», по данным Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, стала одной из самых востребованных среди горожан – ею начали пользоваться 75,7 тыс. пассажиров в рабочий день. Она обеспечила для жителей юго-запада, юга и юго-востока столицы быструю пересадку с БКЛ на зелёную и серую ветки метрополитена.
При этом интервал движения на станции сократился с 5 минут до 1,6, а сама «Каховская» стала свободнее на 35%. Кроме того, до 25% снизилась нагрузка на Кольцевую линию и до 16% — на участки Замоскворецкой и Серпуховско-Тимирязевской линий.
Также она способствовала разгрузке Варшавского шоссе (до 7%) и Каширского шоссе (до 8%).
Фото: Пресс-служба Комплекса градостроительной политики
и строительства
города Москвы