Сергей Собянин, Мэр Москвы:Это очень важная станция, потому что в кварталах рядом с ней реализуется одна из крупнейших программ – программа реновации. И конечно, требуются дополнительные мощности для обеспечения транспортом жителей этого района.

Строительство

Станция «Каховская» построена в августе 1969 года в составе Замоскворецкой линии. Она расположена на Каховской площади, где сходятся несколько дорог, включая Азовскую улицу, Чонгарский бульвар и улицу Каховка. Восточный вестибюль станции расположен под ней, с подземными переходами, выходящими на площадь, в то время как западный вестибюль расположен под Чонгарским бульваром.

В 1982 году после постройки станции «Севастопольская» Серпуховско-Тимирязевской линии «Каховскую» сделали пересадочной: были открыты две лестницы, ведущие к нижней станции, расположенной перпендикулярно «Севастопольской».
После постройки участка «Каширская» – «Орехово» от станции «Каширская» в 1984 году здесь было организовано вилочное движение – благодаря разветвлению часть поездов шла по одной ветке, часть — по другой.
В 1995 году её вместе с «Варшавской» и «Каширской» выделили в отдельную Каховскую линию. Для этого за станцией построили ряд разворотных подъездных путей, которые используются для разворота поездов и ночных стоянок.
В марте 2019 года станция была закрыта на реконструкцию для интеграции ее в Большую кольцевую линию метро.

Архитектурное решение

«Каховская» – это типовая «сороконожка» мелкого заложения с двумя вестибюлями, каждый из которых оборудован четырьмя павильонами над лестничными сходами. Такая классическая конструкция станций метро стала появляться в 1960-х в спальных районах Москвы. Её спроектировали архитекторы Н. Демчинский и Ю. Колесникова как стандартный триспан (ту самую «сороконожку») с двумя рядами из 40 бетонных восьмиугольных колонн, облицованных коричневым мрамором. Однако отличительная особенность «Каховской» в том, что её колонны выполнены в форме правильного восьмиугольника, – на других станциях этого же типа все они в сечении квадратные.
До реконструкции путевые стены станции были облицованы белой и малиновой керамической плиткой, а также украшены литыми вставками, изображающими различные эпизоды Гражданской войны в России (художники и скульпторы: В. Горчаков, Л. Сошинская, В. Карпов). Светильники были скрыты в ребристом потолке. Стены эскалаторного зала украшал белый мрамор. Пол выложен гранитом и лабрадоритом, а также асфальтом по краю платформы.

В ходе реконструкции керамическую плитку на путевой стене сменил белый мрамор с фрагментами чёрного на тех участках, где крепится название станции. Литые вставки, посвящённые Гражданской войне, были отреставрированы и возвращены на прежние места. Потолок над путями сужен для улучшения их подсветки. Мраморная облицовка колонн центрального зала стала более тёмной, а сами они расширены и дополнены чёрными пилонами в центральной части, так как теперь в них вмонтированы воздуховоды.

Рустам Черкесов, генеральный директор ООО «Институт «Мосинжпроект»:Каховская ветка была построена в 1969 году со станциями «Каховская», «Варшавская» и «Каширская», и для её интеграции в БКЛ мы установили современное оборудование, смонтировали множество инженерных систем, которых до этого на станциях просто не существовало, при этом все работы велись в существующих габаритах станционных комплексов. А оборудование и материалы доставлялись через существующие перегонные тоннели. Мы изменили планировку существующих помещений, так в вестибюлях появились досмотровая зона службы безопасности, комната полиции, был установлен современный кассовый блок и новая линейка турникетов. На платформах установлены противопожарные зоны для маломобильных граждан, в которых можно укрыться в случае пожара. Облицовка всех станций была обновлена, а исторические панно отреставрированы. Также были сооружены новая тяговая подстанция и камера съездов.

Станция «Каховская» стала более удобной для маломобильных пассажиров. В одном из вестибюлей установлен лифт, связывающий кассовый зал с выходом на пересечение улиц Азовской и Каховка.
Помимо этого, выполнено комплексное благоустройство прилегающей к станции территории общей площадью 18 тыс. кв. метров.

В результате

Сразу же после своего открытия в составе БКЛ станция «Каховская», по данным Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы, стала одной из самых востребованных среди горожан – ею начали пользоваться 75,7 тыс. пассажиров в рабочий день. Она обеспечила для жителей юго-запада, юга и юго-востока столицы быструю пересадку с БКЛ на зелёную и серую ветки метрополитена.

При этом интервал движения на станции сократился с 5 минут до 1,6, а сама «Каховская» стала свободнее на 35%. Кроме того, до 25% снизилась нагрузка на Кольцевую линию и до 16% — на участки Замоскворецкой и Серпуховско-Тимирязевской линий.

Также она способствовала разгрузке Варшавского шоссе (до 7%) и Каширского шоссе (до 8%).

Фото: Пресс-служба Комплекса градостроительной политики
и строительства города Москвы