Голицынское барокко

Голицынское барокко, фото

Борис Голицын

Церковь в Перове — лишь один из ярких примеров так называемого голицынского барокко. К его сохранившимся образцам также относят храмы в Дубровицах и в Подмоклово.

Название «голицынское барокко» произошло от фамилии боярина Бориса Голицына, «дядьки» Петра I и главы приказа Казанского дворца. Голицын знал цену вещам, и когда среди его знакомых появились иностранные купцы, он живо интересовался и тем, что они продают, и тем, что они имеют у себя на родине. Существует мнение, что Борис Голицын и есть тот человек, который заразил Петра любовью к западной науке и её достижениям. Но Голицын не был архитектором. Почему же его именем назвали не просто какой-нибудь дворец, а именно стиль исполнения архитектурных строений?

Голицынское барокко  фото

Что такое барокко

Почему архитектурный (и не только) стиль, который появился в эпоху Возрождения, назвали словом «барокко», до конца не ясно. На этот счёт есть разные теории (по одной — термин произошёл от португальского perola barocco, обозначающего жемчужину неправильной формы, по другой — от итальянского barocсo — странный, причудливый).

Изначально слово было, можно сказать, ругательным — так уничижительно обозначали отступление от классики в искусстве — и в живописном, и в литературном, и в архитектурном. Позже отношение к барокко изменилось — так стали называть целый период в развитии европейской культуры.

Стиль барокко появился в Италии в конце XVI века и оттуда распространился в другие страны Западной Европы.

Барочные дворцы пышны, великолепны, часто с масштабными колоннадами, с фасадами, украшенными множеством причудливых скульптур и роскошной лепниной. Известные европейские примеры барочной архитектуры — это французский Версаль во Франции, собор Святого Петра в Риме, венский Шёнбрунн и лондонский собор Святого Павла.

Русское барокко

Популярность барочной архитектуры была невероятной, а внимательное отношение к европейским трендам со стороны русских правителей со времён Петра I привело к тому, что и в России многие увлеклись этим направлением. Раннее московское барокко (его ещё называют «нарышкинским») датируется 1680-х годами (впрочем, некоторые церкви, которые относят к этому стилю, появились ещё раньше, то есть задолго до Петра). Среди самых известных архитектурных памятников, относящихся к московскому барокко, — Новодевичий монастырь и Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря.

Голицынское барокко  фото

 

Петровское барокко — более позднее направление — связано с архитекторами, приглашёнными в Россию Петром I. Оно встречается прежде всего в Петербурге. К нему можно отнести Петропавловский собор, дворец Меншикова, Кунсткамеру.

Елизаветинским барокко называют стиль, в котором работали архитекторы со времён Елизаветы Петровны. Прежде всего это творения архитектора Растрелли: Петергоф, Зимний дворец и Екатерининский дворец.

Если петровское барокко связано в основном с влиянием североевропейских стран, то елизаветинское во многом объединяет петровский вариант с московским. Растрелли увлекался русским зодчеством и многое из него использовал в своих работах.

Несмотря на то, что здания, объединённые в понятие «голицынское барокко» строились в Москве и поблизости от неё, от московского варианта этого стиля они достаточно сильно отличаются. Не похожи они и на петровский барочный стиль, который полагался на традиции голландцев и шведов. Голицынское барокко ориентируется на страну, с которой барокко и началось, — на Италию. Силуэт «голицынского» храма очень отличается от привычных в то время русских форм. В его основе не купольный свод, характерный для русских церквей, а эллиптический вроде ротонды, часто встречающейся в примерах итальянской архитектуры эпохи позднего Возрождения. Фасады декорированы сложной лепниной.

Знаменский храм в Дубровицах

Один из самых заметных примеров голицынского барокко — красочный Знаменский храм в Дубровицах, что недалеко от подмосковного города Подольска. На берегу у слияния рек Десны и Пахры в конце XVII — начале XVIII века Борис Голицын построил уникальный для русского зодчества архитектурный объект. Голицын, скорее всего, выписал для строительства итальянских мастеров. Возможно, он и сам принимал деятельное участие в создании этого шедевра, потому что в тот период находился в опале и жил как раз в своём имении в Дубровицах.

Церковь была построена настолько не в русском стиле, что патриарх Адриан отказался освящать храм. Лишь после смерти патриарха, в 1704 году, в присутствии Петра I храм будет освящён митрополитом Стефаном Яворским. Со временем Русская церковь пересмотрит отношение к этому храму и даже станет гордиться его необычностью. Вот только надписи на латыни со стен сотрут, заменив их церковнославянскими.

После революции 1917 года усадьба Дубровицы была превращена в музей, служение в дубровицком храме закончилось в 1929 году. В 1931-м взорвали его колокольню, а в 1941-м едва не уничтожили полностью: храм попал в списки на уничтожение зданий и сооружений в случае неблагоприятного исхода битвы под Москвой. Шедевр голицынского барокко спасло советское наступление. После войны в здании церкви разместился склад Института животноводства (этот институт и до сих пор находится на территории усадьбы Голицына). И только в 1990 году Знаменский храм вернулся РПЦ, и в нём снова стали проводиться богослужения.

Церковь Рождества Богородицы в Подмоклово

К этой церкви Голицыны уже не имеют отношения, однако стилистически храм в Подмоклово продолжает их барочную традицию. Он был построен по заказу Григория Долгорукова, дипломата, который, как и Голицыны, верно служил Петру I. Долгоруков много путешествовал по европейским странам, а во время своих поездок вёл записи. Среди них — один из первых архитектурных трактатов, описывающих европейские строения и методы их возведения.

Голицынское барокко  фото

Григорий Долгоруков

Считается, что замысел построить церковь в итальянском стиле возник у Долгорукова в 1699 году. Если учесть, что его супругу звали Мария Голицына, а Борис Голицын приходился ей двоюродным братом, то о церкви в Дубровицах он, конечно же, знал.

Из-за службы Долгоруков долго не мог приступить к реализации замысла и лишь в 1714 году, когда поселился в Подмоклово, начал строительство.

Однако в том же году Пётр I запрещает каменное строительство во всём государстве, кроме Санкт-Петербурга, и все работы над храмом приостанавливаются. Лишь спустя три года Долгорукову удалось выпросить разрешение на достройку.

Все строительные работы проводили русские зодчие из артелей Андрея Опурина и Ивана Каландина, однако руководство взяли на себя иностранцы, служившие в этих артелях. Что интересно, декор выполнялся также русскими мастерами, причём это один из первых примеров работы такого уровня.

Строительство растянулось на десятилетия — из-за опалы Долгоруковых при Анне Иоанновне все работы вновь оказались замороженными. Церковь полностью закончили и освятили только в 1754 году.

При советской власти храм в Дубровицах продержался достаточно долго — до 1936 года, после чего был закрыт и по сложившейся уже традиции превращён в зерновой склад. В 1980-х годах церковь стала жертвой вандалов — они уничтожили 5 из 16 украшающих её статуй. Позже эти статуи восстановили специалисты реставрационного центра имени И. Э. Грабаря.

Читайте также

Фильтр