Два Образцова

Два Образцова, фото

Отец и сын Образцовы

Сергей Образцов, известный режиссёр и руководитель всемирно известного театра кукол, очень гордился своим отцом — академиком Владимиром Образцовым. Сергей Владимирович упоминал, что в честь отца в Москве даже названа улица в Марьиной Роще. Сегодня же москвичи часто полагают, что она названа в честь Сергея. И это неудивительно — судьбы отца и сына Образцовых очень разные, но при этом одинаково грандиозны.

Владимир Образцов

На фото — седой величавый мужчина с ухоженной бородой, в военной форме, которая делает из него практически белогвардейского генерала. Но это обманчивое сходство, потому что он вообще не принимал участия в боях периода Гражданской войны. Владимир Образцов родился задолго до большевистского переворота и представлял ещё дореволюционную Россию, которая, так вышло, служила на благо России новой, социалистической.

Купеческая семья Образцовых была родом из города Николаева Херсонской губернии; там прошло детство будущего академика. Он прилежно учился, выпустился из гимназии в 1892 году с золотой медалью и уехал в Петербург, поступив в Институт инженеров путей сообщения. В России стремительно развивались железные дороги, однако развитие это было хоть и энергичным, но недостаточным: отрасль нуждалась в специалистах.

Окончив институт, Образцов сразу отправляется на работу. Он принимал участие и в прокладке железнодорожного полотна, и в строительстве ж/д станций, занимался поиском новых технологий и периодически отвлекался на преподавательскую деятельность.

После 1917 года Владимир Николаевич оказался полезен и новой власти. Особенно с окончанием Гражданской войны, когда страна нуждалась в скором восстановлении от разрухи, причинённой лихолетьем. Образцова назначили в Наркомат путей сообщения, но он также продолжал преподавать и заниматься научными трудами. Интенсивная его работа будет по-настоящему полезной к 40-м годам, когда железнодорожная сеть вновь станет крайне необходимой для военных нужд, поскольку именно железной дорогой можно было в относительно краткие сроки перебрасывать к линии фронта, стремительно меняющейся, боевую технику. Незадолго до войны, в 1939 году, Образцов уже стал членом Академии наук СССР и будто в воду глядел: занимался научной работой, посвящённой функционированию станций в военное время. Эти исследования пригодятся железнодорожникам совсем скоро.

В 43-м Образцов получил Сталинскую премию, денежную часть которой — 100 тысяч рублей — он отдал на постройку боевого самолёта для советских ВВС. Этих денег хватило на Як-1, который по настоянию академика получил имя «Ртищевский железнодорожник». Самолётом управлял молодой лётчик Александр Лавренов, будущий Герой Советского Союза, ставший для Образцова близким другом. Правда, удача «Железнодорожника» не была продолжительной — в 1944 году во время выполнения боевой миссии над рекой Сиваш Лавренов погиб, врезавшись в немецкий истребитель.

Академик в это время находился в Свердловске, где продолжала работу Комиссия Академии наук. Главной её задачей была мобилизация всех ресурсов на востоке страны.

После 1944 года Образцов занимается уже, скорее, послевоенным устройством. Его, в частности, назначили руководителем Базы Академии наук в Коми, он занимался проектированием Северо-Печорской железнодорожной магистрали. Правда, жить на север он не поехал — работал удалённо, из Москвы, лишь иногда приезжая в Сыктывкар. Во-первых, как отмечает исследователь истории Коми научного центра Уральского отделения АН СССР Алексей Самарин, для того времени это было обычной практикой — так поступали многие академики, имевшие на местах своих заместителей. Во-вторых, это объяснялось уже почтенным возрастом Образцова. По окончании войны ему было около 70 лет, но он продолжал работу. Владимир Николаевич оставил пост директора Базы АН СССР в Коми только в 1948 году, а в 1949-м скончался.

Огромное научное наследие Образцова, его вклад в работу отрасли в самые тяжёлые времена для Советского Союза были, конечно, замечены властями. Он имел огромное количество самых высоких государственных наград — орден Трудового Красного Знамени, ордена Ленина, две Сталинские премии. А также в память об академике назвали улицы в Москве и нескольких других российских городах.

Два Образцова  фото

Сергей Образцов

Сергей Владимирович Образцов не пошёл по пути отца и не стал заниматься ни железнодорожным делом, ни наукой. Его привлекла совсем другая стезя: сначала это была живопись, а в 20-е годы — уже театральная деятельность. Он поступил в музыкальную студию МХТ (сейчас это Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко). В 30-е он играл уже во Втором МХАТе. Параллельно Образцов-младший по-настоящему заболел увлечением, ставшим центральным в его жизни, — кукольным театром. Огромное влияние на него оказала первая тряпичная кукла, которая надевается на руку, — это был подарок мамы. Одной куклы для театра было мало, и вместе с другом они уже сами стали делать и других кукол, в том числе и на подажу.

Прославился Образцов прежде всего эстрадными выступлениями. Это были «романсы с куклами»: пародийные номера и позже — водевильные спектакли.

«Образцов рассказывает, как неудачный опыт подобного «вживания в роль по системе» привёл его к кукольному искусству. Разучивая в Консерватории романс «Средь шумного бала», он, по настоянию педагога, безуспешно пытался <…> вообразить себя самого на балу, влюблённым в прекрасную девушку.<…> Делать это казалось ему стыдным <…> А когда с гадким чувством душевной фальши, возвращался домой, брал перчаточного Негритёнка, сделанного им когда-то на продажу, и пробовал заставить его петь «по системе». Кукла «сосредотачивалась», тихонько махала смуглой ручкой в сторону воображаемой пианистки и потом «с переживаниями» пела «Средь шумного бала».


Борис Голдовский «Режиссёрское искусство театра кукол России ХХ века»

В 1931 году Образцов создал Центральный театр кукол в Москве: сначала он был бродячим, но через несколько лет режиссёру удалось обзавестись штаб-квартирой. По этому поводу есть воспоминания писателя и драматурга Самуила Алёшина, не самые приятные. Театру нужно было здание, и Алёшин утверждает, что Образцов просто показал свою кукольную постановку Сталину и сумел, дескать, рассмешить вождя. После этого дело было за малым — сразу же после этого выступления он пишет в газете статью, где высказывает пожелание получить для работы театра помещение. И, разумеется, получает его, прямо в центре столицы — на площади Маяковского. Алёшин также утверждает, что, добившись расположения советского руководителя, о старых театральных друзьях Образцов не позаботился.

В 35-м выходит его «Каштанка» по Чехову, следом — «По щучьему велению», известнейшие детские постановки. Работал он, причём, не только для юного зрителя, занимался и взрослыми спектаклями: «Ночь перед Рождеством», «Божественная комедия», «Дон Жуан». Театр кукол за время работы основателя поставил около 70 спектаклей.

С 50-х годов Сергей Образцов занимается и кино, в качестве сценариста и режиссёра фильмов-спектаклей. Среди его работ — «Наша Чукоккала», «Приключения Буратино», «Мистер Твистер» и многие другие, пробовал он себя и в анимационном кино. Сергей Образцов прожил 90 лет, и до последних дней он не оставлял работу с куклами.

Сегодня Театр кукол Образцова продолжает работу уже без своего создателя, и до сих пор это очень популярное место. Он является одним из мировых кукольных центров, и особую ценность представляют его Музей театральных кукол и обширная библиотека, посвящённая кукольным театрам.

Читайте также

Фильтр