Графиня и бригадир

Графиня и бригадир, фото

Алла Ларионова и Николай Рыбников

Они были одной из самых красивых и известных пар советского кинематографа. Она — легкомысленная «Анна на шее» и ослепительная графиня из «Двенадцатой ночи», актриса Алла Ларионова. Он — славный парень, работяга из лирических лент «Весна на Заречной улице», «Высота», «Девчата», актёр Николай Рыбников. В Москве семья Рыбникова и Ларионовой жила в районе Марьина Роща.

Семейное гнездо

В 1960-е годы Рыбников и Ларионова приобрели на 2-й улице Марьиной Рощи две кооперативные квартиры и сделали одну пятикомнатную. Все, кто бывал у актёров, отмечали уют и интересный дизайн квартиры — там даже был настоящий камин: позволял последний этаж.

В этой квартире семья Рыбникова-Ларионовой жила вместе до самой смерти Николая Николаевича в 1990 году. К этому времени они прожили в браке 33 года.

В Марьиной Роще выросли дочери актёров Алёна и Арина. Оба родителя были часто в разъездах — постоянные гастроли, выступления или съёмки. Тогда мать Аллы, которая много занималась воспитанием девочек, расставила по всей квартире фотографии родителей, чтобы дочки не забывали, как выглядят папа и мама.

В квартире вообще было много фотографий: это было увлечение Николая Николаевича, он много снимал. Как только появлялось свободное время, брался за фотоаппарат и спешил запечатлеть любимых дочерей и обожаемую супругу. Другой его страстью были шахматы, любил он ходить в баню.

Талант и поклонники

Рыбников был однолюб: как только он увидел студентку Аллочку в стенах ВГИКа в конце 40-х, он больше ни на кого не смотрел и добивался только её. В то время как она смотрела на него только как на одного из многочисленных своих почитателей, восхищение которых благосклонно принимала, ничего не обещая. На завоевание будущей первой красавицы советского кинематографа у Рыбникова ушло несколько лет.

Слава пришла к Алле Ларионовой раньше, чем к Рыбникову. Она начала пробоваться в кино ещё в старших классах, а когда заканчивала обучение во ВГИКе в 1953 году, на экраны вышел фильм-сказка Александра Птушко «Садко». Там 22-летняя Алла снялась в роли роскошной Любавы, жены Садко. Фильм получил «Серебряного льва» на Венецианском кинофестивале и всенародное признание.

С картинами «Садко» и «Анна на шее» Алла Ларионова побывала в Европе и даже в Южной Америке. На молодую актрису посыпались предложения от западных и голливудских режиссёров, которые актрисе, конечно, пришлось отклонить. Но зарубежные поездки дали ей возможность познакомиться с поистине легендарными личностями: итальянской актрисой Анной Маньяни, королевой немого кино Мэри Пикфорд, которая подарила ей свой фотопортрет с автографом. Ларионова поднимала бокал за встречу с Ивом Монтаном, а несравненный «Фанфан-Тюльпан»—Жерар Филип, говорят, был не на шутку очарован советской актрисой во время её визита во Францию.

С выходом на экраны фильма «Анна на шее» Исидора Анненского по одноимённому рассказу Чехова в 1954 году на Ларионову обрушилась лавина успеха. В фильме снимались легендарные Михаил Жаров и Александр Вертинский, и молва сразу приписала молодой актрисе романы с ними. Впрочем, досужие домыслы и слухи окружали Аллу Дмитриевну в течение всей её актёрской карьеры.

Ларионова обладала магнетическим очарованием — от её графини Оливии в шекспировской «Двенадцатой ночи» в кинопостановке Яна Фрида невозможно отвести взгляд. Как вспоминала Алла Дмитриевна, сам министр культуры СССР тех лет Георгий Александров во время своего визита на «Ленфильм», увидев её, «застыл как вкопанный». А после через своих помощников пригласил актрису на роскошный банкет.

Графиня и бригадир  фото

Кадр из фильма «Двенадцатая ночь». Графиня Оливия — Алла Ларионова

Бытует мнение, что знакомство с Александровым обернулось для актрисы приостановкой карьеры. Когда Александрова сняли, якобы появился негласный «приказ сверху» Ларионову не снимать. Лишь личное письмо актрисы новому министру культуры Михайлову с просьбой дать ей возможность сниматься вернуло её на экран.

В личной жизни Аллы Ларионовой в то время тоже случился крах. На съёмках фильма «Полесская легенда» Алла влюбилась в партнёра Ивана Переверзева и, несмотря на 17-летнюю разницу в возрасте, хотела выйти за него замуж. Алла уже ждала ребёнка, когда случайно узнала, что Переверзев уехал из Минска (там шли съёмки совместного фильма), чтобы жениться на другой. Это был удар. Алла послала подруге телеграмму о своём отчаянном положении. Ответом на послание стал узнавший обо всем Николай Рыбников. Тот, кто любил её на расстоянии несколько лет ещё со времен учёбы во ВГИКе и сам отправлял ей телеграммы с приветом в любой уголок, где бы ни проходили съёмки у актрисы. Он примчался в Минск и 1 января 1957 года, не задавая лишних вопросов, попросил Аллу выйти за него замуж. На следующий день они расписались в одном из загсов Минска и вернулись в Москву уже как муж и жена. Рыбников удочерил родившуюся дочь Ларионовой, а в 1961 году в семье появилась общая дочь — Ариша.

Рабочий с томиком Шекспира

Трудно представить себе более разных людей, чем Рыбников и Ларионова. Алла родилась в Москве, росла в полной семье и в сравнительно комфортных условиях. А вот Николай познал все тяготы жизни ещё в детстве.

До войны семья Рыбникова жила в Борисоглебске, где он и родился. Возможно, актёрские гены Николаю передал его отец, игравший в местном театре, но, когда грянула война, отец ушёл на фронт добровольцем и погиб в 1943 году. Мать с Николаем и его младшим братом перебралась к родне в Сталинград. 13-летний Коля пережил Сталинградскую битву, едва не погибнув во время переправы через Волгу под немецким обстрелом. Вскоре умерла мама Николая, и они с братом остались сиротами. После окончания войны, получив школьный аттестат, Рыбников решил поступать в медицинский институт в память об отце, который мечтал видеть сына врачом. Но в то время Николай начал играть на сцене во вспомогательном составе Сталинградского драматического театра и понял, что актёрство — его призвание. Поняли это и во ВГИКе, куда он отправился поступать, — Рыбникова приняли на курс Сергея Герасимова и Тамары Макаровой.

У Рыбникова и Ларионовой были совместные работы ещё до того, как они стали супругами. Например, в 1954 году они оба снимались в детской картине «Команда с нашей улицы» по сценарию Юрия Сотника. А в 1956 году оба сыграли в фильме «Дорога правды», в котором также снялись Тамара Макарова, Людмила Гурченко, Вера Пашенная и другие.

После звёздных ролей в «Весне на Заречной улице» и в «Высоте» Рыбников мечтал сыграть вместе со своей супругой, и в 1958 году они снялись вместе в короткометражной ленте Александра Абрамова «Ведьма» по рассказу Чехова. Многие критики отмечали, что пара не играла страсть, а жила ею: настолько правдоподобно вышли у актёров совместные сцены. Картину отметили на кинофестивалях.

Пара снялась ещё в нескольких картинах, но успеха они уже не принесли. В 70-х слава обоих артистов пошла на спад. В советском кинематографе появились новые имена, образ трудяги-парня и романтической героини, которые воплощали Рыбников и Ларионова, оказались более не востребованными. Оставались концертные выступления, требовавшие постоянных разъездов.

В 80-х актёры снимались очень редко. Последний фильм, в котором Рыбников сыграл заметную роль, вышел в 1985 году и назывался «Выйти замуж за капитана». Николай Николаевич очень переживал невостребованность, начал выпивать. Его сердце не выдержало — он умер во сне от сердечного приступа в 1990 году. Алла Дмитриевна пережила мужа на 10 лет. Коллеги актёры поддержали её — актрисе удалось получить роль в одной из театральных антреприз. Это дало ей возможность путешествовать — она побывала в Австралии, Италии, Америке. Работа дала финансовую и моральную поддержку, но сказалось огромное переутомление. В апреле 2000 года у Аллы Дмитриевны случился инфаркт, от которого она не оправилась.

Её похоронили рядом с мужем на Троекуровском кладбище.

Читайте также

Фильтр