При жизни Владимир Высоцкий не имел официального признания. И поэтому ни на какие посмертные почести ему рассчитывать не приходилось. Лишь десять лет спустя театральные друзья и коллеги артиста основали «Дом Высоцкого на Таганке» — там, где взошла его звезда.
По многочисленным просьбам
Пришла перестройка, и с нею рушились прежние запреты и условности. Постепенно легализовали и Высоцкого. Тогда и возникла группа энтузиастов во главе с Петром Леоновым. Пётр Михайлович был завлитом Театра на Таганке. Когда в 1984 году великого режиссёра Таганки Юрия Любимова вынудили эмигрировать и лишили советского гражданства, в театре прошло партсобрание. Все, разумеется, проголосовали за исключение Любимова из КПСС — кроме Леонова. Это стоило ему работы, и он на несколько лет ушёл в Музей Бахрушина.
В 1989 году вернулся Любимов. Вернулся в театр и Леонов, а крохотное помещение архива в театре превратилось одновременно и в штаб будущего музея Высоцкого. Важнейшим событием в истории музея стал грандиозный митинг 12 ноября 1988 года в Калошином переулке напротив здания Министерства культуры.
16 января 1989 года Совмин дал поручение создать музей, а летом столичный исполком образовал дирекцию по созданию Государственного культурного центра-музея Владимира Высоцкого. Работа кипела со страшной силой, а весь актив перебрался в небольшое трёхэтажное здание в Нижнем Таганском тупике, которое друзья между собой прозвали «трикотажкой». Там проводили собрания и планировали работу будущего музея, для которого даже почти уже подобрали здание.
В поисках дома
Этот момент был принципиальным. Помещение искали неподалёку от театра, где Владимир Семёнович шестнадцать лет выходил на сцену, где сыграл Гамлета и другие великие роли и куда пришла проводить его в последний путь вся Москва. И уже найдено было здание рядом со старым магазином «Звёздочка». Но всё изменилось в одночасье. В тот день, в перерыве очередного собрания общественного совета, ребята вышли на перекур. Неподалёку от театра располагался совсем ветхий дом № 3 по Нижнему Таганскому тупику. Из арки дома вышла пожилая пара, и один из участников собрания, Александр Ковановский, мельком спросил их, неужели они живут в этом доме? Пожилые москвичи ответили, что да, живут — они и ещё несколько семей. Из чистого любопытства Александр вошёл во двор дома, казавшегося мёртвым, и остолбенел от увиденного.
Двор был ему не просто знаком. Этот двор запечатлён на знаменитых кадрах съёмки итальянского телевидения, сделанных весной 1979 года. С итальянцами тогда был фотограф Владимир Мурашко. Он вспоминал, что иностранцы хотели побродить с Высоцким по каким-то характерным уголкам старой Москвы, и Высоцкий сразу повёл их к этому дому и в этот двор. Только сам Мурашко уже запамятовал, где именно они снимали. Но на его снимках и на кадрах телесъёмки остались характерные приметы — цифры на стене внутреннего дворика, рядом с которыми остановился Владимир Семёнович. Теперь эти цифры увидели и сами инициаторы будущего музея. Получается, что это был не просто дом, а дом и двор, в который Высоцкий специально привёл зарубежных гостей, чтобы показать им старую Москву.
Сомнений не оставалось — музей нужно открывать именно здесь. Здесь он окончательно и обосновался с конца 1990 года. Реконструкцией помещений и расселением оставшихся в доме жильцов руководил Андрей Бартельс, сменивший на посту директора музея Петра Леонова. А с весны 1996 года Государственным музеем Владимира Высоцкого руководит Никита Владимирович Высоцкий.
И всё это время музей «Дом Высоцкого на Таганке» живёт, стараясь быть именно таким, каким его задумывали: не просто собранием памятных вещей и предметов, а интерактивной экспозицией, площадкой для общения с гостями. Как и с самим творчеством Владимира Высоцкого — живым и в наши дни.
И улица, где «стоит тот дом», больше не называется Нижним Таганским тупиком, а стала улицей Высоцкого.