Роскошь и аскетизм

Роскошь и аскетизм, фото

Станция метро «Таганская»

В подземке Таганского района уместилось сразу несколько периодов архитектуры метрополитена — здесь и сталинский большой стиль, и хрущёвская дешёвая «сороконожка», и позднесоветские и перестроечные находки.

«Таганская»

Кольцевая линия открыта в 1950 году
Таганско-Краснопресненская линия открыта в 1966 году

Станция кольцевой линии названа по местности, где некогда жили ремесленники и купцы, а посвящена разным родам войск. Несмотря на милитаристскую окраску, «Таганская» претендует на роль методического пособия по преодолению чувства «подземности». Убранство центрального зала на манер древнерусских теремных палат с крестовыми сводами и арками отличает изрядная пышность, маскирующая несущую конструкцию. Травчатым узором из звёзд, цветов, парусников, победных знамён и дубовых венков усыпана небесная лазурь стрельчатых распалубок с фарфоровыми моряками, лётчиками, железнодорожниками, пехотинцами, кавалеристами, танкистами, партизанами. Все в профиль, и каждый воспроизводится четырежды. В орнаменте попадаются миниатюрные силуэты Дмитрия Донского, Александра Невского, Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

«Таганская» Кольцевой линии стала первой станцией с разменными автоматами и световыми указателями

Чуть тронуты позолотой белоснежные майоликовые рельефы, под светлый прохоро-баландинский мрамор убраны могучие пилоны. Пол расчерчен квадратами серого гранита и чёрного габбро, прерывающимися вставками восьмиконечных звёзд красного гранита. Подниматься надо двумя эскалаторами, но между ними промежуточный зал, под потолком которого художник Александра Ширяева изобразила красное знамя в ночном небе. Наземный вестибюль — солидное строение, прорезанное арками.

12 апреля 1961 года Гагарин полетел в космос. Оформление новой «Таганской» посвятили этому великому событию. Узкие металлические панно на путевых стенах вместили историю освоения космоса. Её поведал скульптор Эдуард Ладыгин в десяти чеканных сюжетах. Здесь и женский образ на фоне звёзд — «Мечты о космосе», и «Падение Икара», и «Русский Икар» — смерд Никита, смастеривший деревянные крылья, на глазах Ивана Грозного спрыгнул с колокольни. За ними следуют «Братья Монгольфье» у своего воздушного шара и «Петля Нестерова» (она же «мёртвая петля»). Панно увековечили и советские прорывы: «Первый искусственный спутник Земли и ракета ГИРД-09», «Первый космонавт» и «Автоматическая станция “Венера-4”», созданная под руководством С. Королёва, она прошла лётные испытания в 1963–1965 годах. Следующее изображение Ладыгина — «Советский космонавт с первым ИСЗ в руке». Завершает сюиту «Человек, покоривший космос» — космонавт в скафандре с надписью «СССР» среди звёзд и созвездий.

Роскошь и аскетизм  фото

«Марксистская»

Калининская линия
Открыта в 1979 году

До революции улица, начинающаяся от Таганской площади, из-за находившихся здесь пустырей называлась Пустой. Новая идеология наполнила пространство содержанием: Пустая стала Марксистской. По прошествии шестидесяти лет прямо до неё дотянулось метро. Станции присвоили то же название, а визуальное выражение торжеству марксизма подбирали архитектор Нина Алёшина и монументалист Михаил Алексеев.

Зритель с фантазией легко распознает метафору революции угнетённых масс в красном мраморе «буровщина» усечённых колонн, теплоте флорентийской мозаики панно и бордовых многогранниках — гвоздиках, вправленных в серый гранит. И, наконец, в витых вертикалях люстр центрального зала считает один из тезисов марксизма — развитие истории по спирали.

Роскошь и аскетизм  фото

«Площадь Ильича»

Калининская линия
Открыта в 1979 году

Метро того времени вернулось к дворцовой стилистике. Недра опять пышно декорируются камнем редчайших пород. В отделке массивных кубических пилонов, лабрадорите и бордово-красном известняке пытливый глаз палеонтолога фиксирует окаменелости. Полы выложены чёрным габбро, савасайским гранитом и сургучно-красным гнейсом. Перспективу центрального зала венчает монументальное произведение Н. Томского, лауреата пяти сталинских премий и главного автора советской ленинианы — горельеф с портретом хедлайнера станции, по отчеству которого в 1919 году переименована Рогожская Застава.

Советский поэт Сергей Михалков увековечил топоним в известном стихотворении про дядю Стёпу:

В доме восемь дробь один
У Заставы Ильича
Жил высокий гражданин,
По прозванью Каланча…

Патетический настрой архитектуры сбивает дизайн осветительных приборов под сводами. Не дают ошибиться в эпохах энергичный зигзаг и конструкция, напоминающая рыбий позвоночник.

«Римская»

Люблинско-Дмитровская линия
Открыта в 1995 году

У каждого времени своё представление о прекрасном. Убранство «Римской» — калька с рубрики «Художник и предметный мир» журнала «Декоративное искусство» рубежа 1980-1990-х годов. Капитолийская волчица, Ромул и Рем — взобравшиеся на колонну розовощёкие «путти» (итал. «малыши»), небесно-голубая мандорла с мадонной и младенцем а-ля делла Роббиа ровно над указателем «На пересадку» — иллюстрация творческих метаний в перестроечном отсутствии большого стиля.

Этот праздник скульптуры создан Леонидом Берлиным, учеником А. Матвеева и Н. Томского. Метро, построенное на местности, никакого отношения к Риму не имевшей, есть результат культурного обмена. Пусть в Вечном городе не появилось станции «Московской», зато в работе над «римскими достопримечательностями» Берлину помогали итальянцы Джампаоло Имбриги и Андреа Куатрокки. Приземистые колонны с алюминиевым карнизом несут тяжёлый свод. Из овальных ниш льётся яркий свет. В кладке пола чередуются полоски красного, чёрного и серого гранита.

Читайте также

Фильтр