Смотрящий в вечность

Смотрящий в вечность, фото

Спасо-Андроников монастырь

Спасо-Андроников монастырь, что на берегу Яузы на границе Таганского района — интереснейшая столичная древность. На его территории находится самый внушительный из сохранившихся памятников раннемосковского зодчества — Спасский собор, датируемый первой третью XV столетия. Он значительно моложе кремлёвского Успенского собора и собора Василия Блаженного. Расписывал Спасский собор Андрей Рублёв.

Предание о чудесном спасении

В 1354 году митрополит Алексий попал в шторм на пути в Константинополь. В этот опасный момент он дал обет — если корабль уцелеет, построить храм в честь того святого, в день которого он увидит бухту Золотой Рог. Судно одолело стихию и вошло в бухту 16 августа, в день Спаса Нерукотворного. Обещание своё митрополит Алексий сдержал, в 1357 году основав монастырь. Первым игуменом стал ученик Сергия Радонежского Андроник. Он и возвёл здесь первый деревянный храм. Началось активное обустройство обители, был выкопан колодец. Сергий навещал своего ученика в монастыре и всемерно помогал устройству монастырской жизни. В 1380 году обитель встречала воинов Дмитрия Донского, победивших в Куликовской битве. В их честь отслужили торжественный молебен, а затем панихиду по павшим за веру и отечество.

Спасский собор

О возведении этого древнего храма известно не так уж много. Строился он при игумене Александре из белого камня (скорее всего, его добывали неподалёку на Яузе) на месте сгоревшей деревянной церкви. Строительство завершилось в 1427 году, а на следующий год Андрей Рублёв стал его расписывать.

В Спасо-Андрониковом монастыре встречали воинов после Куликовской битвы.

Поднявшись на крыльцо, богомолец или паломник попадали в храм через «перспективный портал» — арку из пяти примыкающих друг к другу уходящих в глубину уступов, украшенных каннелюрированными «дыньками» (шаровидными расширениями с вертикальными прорезями) и килевидным архивольтом (заострённым арочным проёмом). Такой портал — признак древности, привнесённый на Русь элемент романской архитектуры, впрочем, довольно быстро «вписавшийся» и ставший своим. Подобные порталы имеют и другие более ранние творения русского зодчества — Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, храм Покрова на Нерли, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. Входов с порталами у этого собора три — с северной, южной и западной сторон. Над западным входом находилось украшение собора — изображение Спаса Нерукотворного, тоже кисти Андрея Рублёва.

Андрей Рублёв, иконописец преизрядный

То, что именно Андрей Рублёв (1360-428) расписал собор, объясняется очень просто — он был иноком Спасо-Андроникова монастыря. Сведения о его жизни чрезвычайно скудны, гораздо более известны выполненные его рукой немногочисленные, но масштабные росписи Благовещенского собора Московского Кремля, фрески и иконы Успенского собора во Владимире, икона «Троица» и работы в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры.

В Спасском соборе Андроникова монастыря Рублёв в 1428 году расписал и фасады, и внутренний интерьер. До нашего времени дошли только фрагменты двух оконных откосов в алтарной части собора. Однако и там, увы, можно увидеть совсем немного — лишь несколько видов круговых орнаментов.

В монастыре Андрей Рублёв, скончавшийся в том же 1428 году, нашёл и своё последнее пристанище. Его могила, к сожалению, утрачена, но вполне вероятно, что обнаруженное уже в наше время древнее захоронение в алтарной части Спасского храма — то самое место.

Смотрящий в вечность  фото

Церковь Михаила Архангела

На крутых виражах истории

В 1439 году монастырь получил архимандрию (а значит — и высокий статус) и стал одним из самых значительных монастырей. Настоятель его имел сан архимандрита. В 1505 году при архимандрите Митрофане в монастыре начинается возведение белокаменной трапезной — теперь это одно из немногих дошедших до наших дней кирпичных зданий XVI века.

В 1688 монастырь сильно пострадал от пожара, и на месте деревянных построек начинают возводиться каменные: со борная колокольня, Святые ворота с надвратной церковью Рождества Богоматери. Чуть позже появляются настоятельские покои, затем — братские корпуса, каменные стены и башни.

В 1653 году в монастыре перед отправкой в Сибирь содержался лидер раскольников протопоп Аввакум.

В 1691 году, по воле царицы Евдокии Лопухиной, супруги Петра I, на территории монастыря строится храм Михаила Архангела. В трёх ярусах храма располагались придел Петра и Павла и усыпальница Лопухиных (в первом ярусе), церковь Архангела Михаила (во втором ярусе) и Алексея-митрополита (в третьем). Строительство велось с перерывами и было закончено только в 1739 году.

Во второй половине XVIII века, после пожара 1748 года и реставрации Спасский собор лишился, пожалуй, главного своего достояния — фресок Андрея Рублёва. В соборе были увеличены дверные и оконные проёмы, его кровля стала четырёхскатной, к зданию с трёх сторон были пристроены каменные паперти. В конце столетия старую колокольню разбирают и ансамбль монастыря дополняется архитектурным чудом Родиона Казакова — высокой и лёгкой надвратной колокольней. Во время наполеоновского нашествия 1812 года и пожара Москвы в огне погибли иконостас и монастырский архив, полностью обрушилась верхняя часть собора. Правда, всего через год здание обрело новые своды и кровлю. В этот же период в монастыре открывается духовное училище.

В середине XIX века собору монастыря пришлось пережить архитектурную экзекуцию — стилизацию под современность, «под XIX век»: он был увенчан восьмигранным барабаном с шатром и главкой, дополнено двумя приделами (на месте разобранных папертей) — во имя преподобного Андроника с северной стороны и Успения Пресвятой Богородицы — с южной, а также папертью и крыльцами. Так собор сделали похожим на своих «архитектурных братьев» девятнадцатого столетия.

В XX веке Спасо-Андроников разделил судьбу большинства монастырей — в 1918 году он был закрыт. Большевики разорили иконостас, а церковные ценности изъяли. В двадцатые и тридцатые годы на территории монастыря побывали концлагерь ВЧК, колония для беспризорных детей, общежитие для рабочих и архив Главного управления военных трибуналов, разрушению подверглась колокольня. В 1927 году был уничтожен монастырский некрополь с воинскими захоронениями XIV, XVIII и XIX столетий, могилами представителей знаменитых дворянских фамилий — Лопухиных, Трубецких, Волконских, Толстых и многих других — известных и неизвестных. Их здесь было более тысячи…

Возвращение к жизни

Это казалось невозможным: пройдя все испытания первой половины двадцатого столетия, Спасский собор выстоял. Исследование советских архитекторов Петра Дмитриевича Барановского и Петра Николаевича Максимова подтвердило, что собор является архитектурным памятником XV века и самым древним зданием Москвы. В 1947 году известный художник и академик Игорь Грабарь предложил создать на территории монастыря музей древнерусской живописи. В конце 1950-х началась реставрация Спасского собора, завершившаяся в 1960 году, одновременно с открытием музея. С начала 1990-х годов в храме возобновились богослужения, над западным фасадом было воссоздано изображение Спаса Нерукотворного.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва в Андрониковом монастыре работает и в наши дни. В музее хранятся тысячи древних русских икон, старинные фрески и книги.

Житейская суета не обходит монастырь стороной и в последнее время: то на его территории обнаруживается ресторан, то невзначай находится «настоящее» место погребения Андрея Рублёва, приуроченное к ближайшей круглой дате. А над суетой возвышаются белокаменные древние храмы — безмолвные, величественные, вне времени и вопреки всему.

Читайте также

Фильтр