Всего сто лет тому назад Тропарево и Никулино считались довольно удаленными подмосковными деревнями: ближние — это Воробьево да Раменки, а тут до границ Москвы часа три пешего пути, лаптей не напасешься… Сады да покосы, тракт стороной проходит — тишина, захолустье. Тем не менее стремительно наполнявшийся людьми город в поисках свободных пространств под новое жилье поглядывал в их сторону с прищуром, примеривался, копил силы для броска…
…Здесь мог быть город-сад
Первая попытка была намечена Генеральным планом реконструкции Москвы 1935 года. Он был рассчитан примерно на 10 лет и основывался на следующих принципиальных идеях: 1) сложившийся центр города обновляем, упорядочивая уличную сеть, а не сносим, как предлагали некоторые горячие головы; 2) увеличиваем территорию более чем в 2 раза (с 285 до 600 км²); 3) основным направлением застройки определяем юго-западное, второстепенными — северо-западное, западное и восточное. Планировалось строить большие кварталы высоких домов — не ниже шести, а на открытых пространствах — аж до четырнадцати этажей. Население города не должно было превышать 5 млн человек (в 1939-м только официально числилось уже более 4 млн), он должен был быть комфортным — предполагались реконструкция парков, создание каскадов прудов на речках, а главное — Москву должно было окружать сплошное кольцо глубоко вдающихся в нее лесных массивов.
Тропареву суждено было стать внешней границей застройки на «направлении главного удара» — юго-западе. Основной жилмассив останавливался примерно на линии нынешних улиц Покрышкина и 26 Бакинских Комиссаров, но луч прямого как стрела проспекта (до метро «Юго-Западная» он соответствовал нынешнему проспекту Вернадского, а дальше шел прямо, без уклонения к югу) пронизывал Тропарево, не оставляя селу ни малейших шансов сохраниться, и немного не «добивал» до сегодняшней МКАД в районе 46-го км. Однако претворение в жизнь большей части Генплана пришлось отложить — война…
В начале 1950-х к идее глобального расширения границ города вернулись, в 1952-м был утвержден новый Генплан (в Тропареве и Никулине вовсю горланили петухи — Москва остановилась в районе строительной площадки высотки МГУ). Он в общих чертах повторял идеи 1935 года (например, в части «зеленого пояса»), но с существенными коррективами, касавшимися планировки отдельных районов. Из принципиальных новшеств — строительство окружной автодороги, которой предстояло стать зримой границей города в ближайшем будущем. И тут умер Сталин. Ненадолго пережил его и утвердившийся в Москве ампир, любимый стиль всех диктаторов, шепотом именуемый остряками «поздним сталинансом» или «сталинским вампиром»…
«…Проще, но больше»
Сразу после смерти Сталина партийное руководство (в первую очередь Маленков и Хрущев) заговорило о необходимости срочно решать вопрос с жильем глобально. Во второй половине 1950-х годов в Москве, а затем и во всей стране разворачивается грандиозное строительство. Название московского района Черемушки становится нарицательным.
Одновременно с применением новых архитектурных и технологических решений территория Москвы стремительно увеличивается за счет подмосковных деревень. В состав города входят Раменки, Чертаново, Матвеевское и десятки других сельских населенных пунктов.
К концу 1960-х эпоха строительства пятиэтажек-хрущевок уходит в прошлое. Миллионы людей переселились в собственные квартиры, зачастую даже не из коммуналок, а из бараков, и это был грандиозный успех. Но были очевидны и недостатки; среди них не последнее место занимала унылая, неуютная, продуваемая ветрами городская среда, которую формировали новые кварталы. Утрата двора — важнейшего места в жизни москвичей, которое было своего рода промежуточным звеном между жилищем и общим пространством города, — воспринималась многими болезненно. Кроме того, стало очевидным, что искусственно сдержать рост города все равно не получится, а в 1960-е строили слишком размашисто: свободных пространств внутри МКАД осталось не так много, надо бы «повысотнее», поплотнее, а также гибче, вариативнее, чтобы иметь возможность осваивать трудные (холмистые, овражистые, заболоченные) участки…
Первые экспериментальные 16-этажки (макет и чертеж секции) // М. В. Посохин
«Конструктор» для архитекторов
Основой для экспериментов в градостроительной области стал разработанный Московским институтом типового и экспериментального проектирования (МИТЭП) Единый каталог индустриальных изделий — систематизированный перечень строительных элементов, объемно-планировочных и конструктивных параметров. Это был своего рода «конструктор» для архитекторов, позволявший «собирать» нетипичные здания из типовых комплектующих. Испытательным полигоном был утвержден «треугольник» — южная часть района Тропарево, ограниченная Ленинским и Вернадкой, а также улицей 26 Бакинских Комиссаров. В конце 1960-х он уже был частично заполнен типовыми девятиэтажками, и теперь был идеальным кварталом для опробования разных методов вписывания новых эффектных строений в существующий — довольно унылый пока — градостроительный пейзаж.
Началось все в 1970-м, когда перпендикулярно проспекту Вернадского между стандартными девятиэтажками втиснули три первых 16-этажных дома, построенных из элементов Единого каталога (один из них станет знаменитым символом типовой застройки «3-я улица Строителей, дом 25, квартира 12» из «Иронии судьбы»). Далее, в 1973 году последовало продолжение в виде «красных» домов — пяти четырехподъездных 16-этажек на 240 квартир каждая, возведенных вдоль Ленинского проспекта под небольшим углом к нему. Обиходное у местных жителей название обусловлено цветом ярких вставок (сами-то дома — белые). Оригинальным решением стали выдающиеся из обращенных к проспекту торцов одноэтажные пристройки, предназначенные для размещения небольших магазинов. Проект был признан весьма удачным и «пошел в серию» как в Москве (в частности, при строительстве Олимпийской деревни-80), так и в других городах. Несколькими годами позже цветовую палитру строящегося квартала разнообразили «синие» дома, расположенные в противолежащем углу «треугольника», у метро. 22-этажные высотки, представляющие собой в плане четырехлистники с просторными лифтовыми холлами, были немедленно поименованы народом «крестами»: «третий крест» — дипломатический, а «первый» (у метро) — тссс! — «кагэбэшный».
Мощным финальным аккордом стало сооружение в конце 1970–х, «под Олимпиаду», гостиницы «Салют», казавшейся советским гражданам вершиной гостиничного дела: огромный, современный, необычный, «Салют» стал своеобразной «юго-западной витриной Москвы» для въезжающих в город по Киевскому шоссе. За успешное решение архитектурных и градостроительных задач прямо в 1980 году архитекторы А. Б. Самсонов, В. И. Коркина, М. В. Посохин и А. Б. Бергельсон, а также группа инженеров и строителей были награждены Государственной премией СССР.
Параллельно квартал наполнялся инфраструктурой: к 1980-му в нем были пять детских садов, две школы, Дом пионеров с небольшим стадионом, почта, две сберкассы, несколько магазинов, театр, библиотека, парикмахерская, аптека и даже — нечастая в Москве роскошь! — пивной бар с качественным пивом.
Сегодня дома обветшали — шутка ли, полвека прошло! — но очарование этого огромного двора, в котором к тому же за это время выросли большие деревья и куда по-прежнему можно отпустить детей гулять, — никуда не делось.