Так назвал в своё время художник Игорь Грабарь усадьбу Усачёвых – Найдёновых. До сих пор дом на Земляном валу, 53 — прекрасный уголок Таганского района. Тенистый парк с романтическим гротом, чарующие беседки и павильоны, каменные львы и чугунные вазоны… Пологий пандус ведёт к берегу Яузы, где некогда тянулись сады, поставлявшие яблоки и клубнику к великокняжескому двору.
«Высокие горы» Усачёвых
В XVII веке здесь простиралось владение боярина Бориса Ивановича Морозова, воспитателя царевича Алексея Михайловича и поклонника западной культуры. Потом имение перешло в руки купца Невежина, у вдовы которого, Степаниды, летом 1828 года его купили чаеторговцы Василий и Пётр Усачёвы. Купцы обратились к швейцарцу, модному архитектору Доменико Жилярди, в России ставшему Дементием Ивановичем. Много чего прекрасного построил Жилярди в Москве — Опекунский совет Воспитательного дома, дом Луниных у Никитских ворот, дом князя Гагарина на Поварской. Усачёвы заказали зодчему усадьбу. Тот приступил к работе, но довольно скоро вынужден был выехать на историческую родину, и проект заканчивал его коллега Афанасий Григорьев. Получился превосходный образец русского классицизма. Усадьба получила живописное название Высокие Горы.
Восьмиколонный белоснежный ионический портик сообщает фасаду внушительную парадность, массивная аркада украсила первый этаж дворца, поставленного, разумеется, на самую высокую отметку холма. Вход в сам дом по моде XVIII века авторы организовали со двора, защитив его кованым козырьком, походящим на зонт. Вход стерегут грифоны и задумчивые львы. Все скульптуры в усадьбе выполнялись в мастерской Джованни Витали.
Внутренний двор образовали конюшни и каретная, а к Яузе вела закругляющаяся дорожка — пологий пандус в обрамлении каменных вазонов и опять же львов. Жилярди позволил себе процитировать характерный элемент Камероновой галереи в Царском Селе. Со знанием дела и с большим вкусом был разбит парк. Площадь 8,2 гектара позволила разнообразить его планировку. В парке Высоких Гор множество малых форм: грот, фонтан, беседки-ротонды, аллегории времён года, чугунные скамейки. Изящный музыкальный павильон и чайный домик, увы, не уцелели.
«На утончённую ногу»
От Усачёвых в середине XIX века роскошное имение перешло к мануфактур-советнику, купцу первой гильдии и владельцу бумагопрядильных фабрик Герасиму Хлудову. Вот как описывал журнал «Исторический вестник» жизнь состоятельного фабриканта: «Дом свой Герасим Иванович вёл на самую утончённую ногу, да и сам смахивал на англичанина. У него не раз пировали министры финансов и иные тузы финансовой администрации. Сад при его доме, сползавший к самой Яузе, был отделан на образцовый английский манер и заключал в себе не только оранжереи, но и птичий двор и даже зверинец».
В оранжереях хозяин взялся разводить лимоны и ананасы. В парке высадил туи, серебристые ели, кедры и карельскую берёзу. Во дворце провёл водопровод и калориферное отопление. Герасим Иванович, человек страстный, собрал недурную коллекцию отечественной живописи, в том числе такие известные вещицы, как «Разборчивая невеста» и «Вдовушка» П. Федотова, «Приезд станового на следствие» и «Первый чин дьячковского сына» В. Перова, «Вирсавия» К. Брюллова. Академик Алексей Петрович Боголюбов прямо с пандуса писал «Вид на Москву из Хлудовского сада». Полотну заказчик отвёл отдельный зал на втором этаже своего дома.
В 1885 году, после смерти Герасима Ивановича Хлудова, усадьба досталась в наследство четырём его дочерям, Александре, Прасковье, Любови и Клавдии. Александра Герасимовна вышла замуж за гласного Московской городской думы Александра Александровича Найдёнова. Они выкупили доли у её сестер и стали хозяевами Высоких Гор. Так усадьба и осталась в истории усадьбой Усачёвых — Найдёновых — по первым и последним её владельцам до революции 1917 года.