Сарайские миссионеры

Сарайские миссионеры, фото

Крутицкое подворье

Стоящее сегодня на территории Таганского района Крутицкое подворье с конца XIV века прочно связано с именем сарайских и подонских епископов русской церкви. Подворье стало свидетелем необычной истории этого архиерейского дома.

К середине XIII века русские княжества покорила Золотая Орда. Молодое и мощное государство Чингизидов было частью самой крупной в мировой истории Монгольской империи, отличавшейся невероятной пестротой — этнической и религиозной. Здесь соседствовали христиане разного толка, язычники, буддисты, мусульмане, иудеи и зороастрийцы, даосисты и конфуцианцы. Несмотря на чрезвычайную жестокость завоевания, на территориях уже покорённых в основном царила веротерпимость. Особыми ярлыками — тарханными грамотами — духовенству даровали неприкосновенность и свободу от повинностей. Завоеватели, до поры до времени сами бывшие язычниками, верили в единого бога, чтили «шаманов» всех конфессий и уважали память предков (а привилегии священства в законах Ясы установил сам Чингисхан).

Орда активно строилась в дипломатическом окружении католиков Европы и православной громады-Византии, а в её Русском улусе не прекращались усобицы князей. Для развития и поддержания порядка кочевникам нужны были интриги и прочные мирные связи: разделяя и властвуя, они сдерживали возможных противников, а контакты с Византией сулили им выгодную позицию посредников в торговле между Западом и Востоком.

Свой среди чужих

В том же 1261 году, когда император Михаил Палеолог триумфально вернулся в Константинополь, русский митрополит учредил Сарайскую (Сарскую) епархию Русской церкви в столице Золотой Орды Сарае. Русская «дипломатическая» кафедра расширяла территорию вслед за ростом самой Орды — вскоре в её орбиту попадут земли по Дону и Хопру, и титулование епископа дополнится словом «Подонский».

Сарайская кафедра окормляла православных: в Орду постоянно прибывали новые пленники (из них составлялись целые посёлки), здесь жили ремесленники и воины, с Ордой торговали купцы, к ханам приезжали князья, а в заложниках у них годами жили княжеские дети. Православная паства прирастала и проповедью: епископы крестили татар и перекрещивали христиан других толков.

«Приходящим от татар, и не будет велика сосуда, в чем погружать ему? — Ответ. Да обливает его трижды, глаголя “во имя Отца и Сына и Святаго Духа”. Приходящим от Несториан и от Яковит, како подобает крещати? — Ответ. Подобает ему прокляти свою веру и учители свои, помазавше и миром, тако причтет и правоверней вере и благочестив».

Ответы Константинопольского собора на вопросы сарайского епископа, 1276 год

Летом епископ кочевал вместе с ханом, зимой жил в Сарае. Сарайские владыки посредничали между ханами, митрополитами, князьями и Константинополем. Они стали глазами и ушами русских княжеств в Орде — этих «дипломатов в стане врага» на Руси уважали, хотя временами и побаивались.

Из Сарая — в Москву

В XIV веке Золотая Орда приняла ислам — сначала декоративный, к концу века он не оставил от веротерпимости и следа. Орду охватили усобицы, на сцену вышел Тамерлан, а русская епархия в 1454 году навсегда покинула Сарай и перебралась в Москву.

Оставшийся «генералом без армии», епископ Сарский и Подонский обоснуется на Крутицах. Позднее в его епархию (её также назовут Крутицкой) войдут многие церкви на территории будущих Московской, Тульской, Орловской и Калужской губерний. Он станет главным помощником митрополита, а с учреждением в 1589 году патриаршества — и патриарха, сам же получит сан митрополита Крутицкого.

В 1660–1670-е гг. с приходом митрополита Павла III Крутицы переживают последний яркий взлёт в своей древней истории. Философ и учёный, друг Симеона Полоцкого, личный враг Никона и противник протопопа Аввакума, он ведёт на Крутицком подворье большое строительство: начатый им собор и сегодня украшает территорию Крутиц.

Читайте также