Забытый космос олимпийской архитектуры

Забытый космос олимпийской архитектуры, фото

Дворец спорта «Динамо» в Ховрине

Олимпиада 1980 года изменила облик столицы. Ради двух недель спортивного праздника несколько лет работало около полумиллиона человек. Некоторые сооружения стали архитектурными символами Москвы — как гостиница «Космос» или комплекс «Олимпийский». Но что-то осталось в тени — такая судьба постигла и дворец спорта «Динамо» в Ховрине, даже несмотря на его выдающуюся архитектуру.

Об этом здании непросто найти информацию — ему не посвящены десятки статей в спортивной или архитектурной прессе, блогеры не снимают видеообзоры, и даже любители старой Москвы в «Живом журнале» обошли сооружение стороной. Что очень странно, потому что во дворце «Динамо» воплотился уникальный позднесоветский архитектурный стиль, который часто называют космическим. Здание спорткомплекса составлено из двух объемов — невысокая, но протяженная «платформа», на которой возвышается сложный шестигранник арены. Именно он и выглядит, как приземлившийся на крышу двухэтажного дома космический корабль. Он шире в центральной части, а два фасада более узкие, но заметно более высокие. Таким образом объем как бы перетекает между наклонными плоскостями. Сами плоскости — заходящие друг на друга пластины, которые и придают странному многоугольнику космическую эстетику из научной фантастики тех лет. Повторяя рисунок стен, полностью остекленные фасады разбиты вертикальными пластинами, которые выступают под небольшим углом из стекла. Холодный внутренний свет и синяя внешняя подсветка довольно прямо намекают, что окна — это сопла космического корабля.

Внутри «корабля» — основная арена Дворца спорта с двумя большими трибунами на 2650 и 1900 зрителей. Крышу над пространством поддерживает система висячих стальных ферм. Сама арена построена так, что оставляет возможность трансформировать ее в сцену для культурных мероприятий. В нижней части комплекса, по бокам от центральной арены — еще два тренировочных игровых зала. Рядом с комплексом в то же время строилось здание научно-технической публичной библиотеки, оно планировалось как высотка. Рядом с ней широкий и монументальный Дворец спорта смотрелся бы более гармонично, а вместе они должны были стать культурно-спортивным центром Ховрино. Но библиотеку не достроили, а затем снесли.

Дворец «Динамо» возвели к летним Олимпийским играм 1980 года, как и еще многие московские здания. Это не только более десятка спортивных объектов, но еще несколько крупнейших в России и мире гостиниц, образцовые жилые районы в Северном Чертанове и Крылатском, Олимпийская деревня, новый терминал аэропорта Шереметьево и даже целый Олимпийский проспект. Кстати говоря, часть этих объектов также вписывается в космическую архитектуру — от гостиницы с говорящим названием «Космос» до стадионов «Олимпийского» и «Дружбы», которые со стороны казались гигантскими летающими тарелками.

К Олимпиаде хорошо подготовились с пропагандистской точки зрения — впечатляющие стройки были вовремя завершены, город отмыли и очистили, магазины показательно наполнили качественными и разнообразными товарами, а милиция оделась в белую форму. Партийное руководство страны стремилось разрушить стереотипы о Стране Советов и продемонстрировать миру открытость и благополучие советского народа. Но только вот не все страны приехали посмотреть на парадный фасад Москвы. Незадолго до запланированной Олимпиады СССР ввел войска в Афганистан, после чего о бойкоте праздника спорта заявило более 60 государств, в первую очередь западных. Тем не менее Олимпиада прошла относительно успешно: ее трибуны посетили 5 миллионов зрителей, а официально бойкотирующие страны все равно смотрели телетрансляции.

В какой-то степени Олимпиада-1980 стала последним большим международным успехом Советского Союза: эпоха первенства в космосе давно прошла, а военная кампания в Афганистане показывала миру только низкую эффективность армии. Но в отличие от научных и военных достижений здесь СССР мог только умело притворяться, «Динамо» остается крупнейшей в стране волейбольной площадкой на две недели победив дефицит в районах, где жили иностранцы, и не пуская их в другие. Но все тайное становится явным, а через 15 лет от некогда могучей империи остались только забытые памятники в виде приземлившихся космических аппаратов — таких как дворец спорта «Динамо».

Во время Олимпиады во дворце «Динамо» состоялись состязания по баскетболу и гандболу. После лета 1980 года здесь проходили этапы мировых и российских первенств по волейболу, баскетболу, мини-футболу, художественной гимнастике и единоборствам. До сих пор «Динамо» остается крупнейшей в стране волейбольной площадкой. Во время Международного фестиваля молодежи в 1985 году здесь проходили музыкальные концерты: очевидцы рассказывают, что перед небольшой аудиторией в «Динамо» разрешали выступать группам, которые идеологически не подходили для главной сцены в Лужниках.

В наши дни дворец спорта «Динамо» остается востребован — здесь тренируется российская сборная по волейболу и проводят домашние матчи волейбольный клуб «Динамо» и гандбольный «Спартак». В малых залах работают спортивные секции, от футбола и тенниса до спортивных танцев и фитнеса. На главной арене по-прежнему проходят культурные мероприятия: концерты, кинопоказы, бизнес-конференции. Коммерческая деятельность позволяет поддерживать памятник футуристической архитектуры в неплохом состоянии.

Забытый космос олимпийской архитектуры  фото

Будущее, которое не наступило

Космическая архитектура СССР — собирательное название футуристической советской архитектуры, в основе которой лежали научно-фантастические образы. Это течение глубоко проникло в строительство позднего СССР: цирки в форме летающих тарелок, напоминающее взлетающую ракету здание института, подобные фантастическим космическим станциям государственные дачи разбросаны по всем бывшим союзным республикам и крупным российским городам.

Несмотря на то что относимые к космической архитектуре здания могут принадлежать к разным архитектурным стилям — брутализму, конструктивизму, неофункционализму — их объединяет общая система элементов, которую заметил и классифицировал французский фотограф-исследователь Фредерик Шобэн. Он 8 лет ездил по постсоветскому пространству и искал футуристические госучреждения, гостиницы, библиотеки и даже автобусные остановки, а затем издал книгу, описывающую систему космических архитектурных образов.

В своем исследовании Шобэн приходит к тому, что после распада СССР эти здания оказались вне времени  — они служили символами будущего, которое не наступило. Из-за отрицания всего советского за ними зачастую переставали следить, и многие памятники космической архитектуры сейчас находятся в упадке. Этого нельзя в полной мере сказать о дворце «Динамо»  — он используется по назначению, и о нем заботятся. Но как памятник архитектуры он действительно оказался забыт.

Читайте также

Фильтр