На белоснежную усадьбу в Ховрине сейчас можно полюбоваться разве что через черные прутья решетки: уже много лет здесь находится центр восстановительной медицины и реабилитации. Зато открыта всем желающим Знаменская церковь, которая раньше относилась к усадьбе — была одновременно и домовой, и приходской. Впрочем, стоит поблагодарить судьбу, что наследие купцов и храм сохранились: за долгий XX век они пережили не одну драму.
Судьба человека
Последними владельцами Грачевки были купцы Грачевы. Сам Митрофан Грачев, которому здание и обязано необычной постройкой, до революции не дожил. Большевиков на пороге встречали уже его вдова Варвара Грачева, урожденная Шапошникова, и сын Семен — один из десяти их детей. В самой Москве семья жила на Поварской улице, но усадьбой много и охотно занималась. Конечно, большевики ее конфисковали, но хотя бы сохранили жизнь владельцам. Варвара Грачева умерла в 1939 году, некоторые из членов семьи эмигрировали.
Усадьбу спустя несколько лет отдали Петровской сельскохозяйственной академии, которая разместила здесь рабочий факультет. Наука наукой, но именно академия настаивала на ликвидации церкви, земли которой также перешли будущей «Тимирязевке»: в учебном заведении хотели устроить там клуб или общежитие. В окруженном акациями вместо ограды храме сделали опись имущества, но закрывать пока не стали. Кстати, впоследствии опись пригодилась для восстановления исходного вида храма.
В церкви в то время служил батюшка Константин Виноградов. В первые послереволюционные годы прихожанам еще разрешали «отправлять культ». Но затем церковью заинтересовалась еще одна сторона — железнодорожники также хотели разместить здесь свой клуб, на отца Константина написали донос. Вместе с многодетной семьей его выгнали из церкви и из дома. Чтобы прокормиться, он совершал панихиды, а после второго доноса был уже арестован.
Храм все равно действовал. Его последними батюшками стали отец Николай Касаткин и архимандрит Амвросий (Астахов). Их судьба также закончилась трагически из-за ложных доносов в 1937-м. В 1939-м храм закрыли.
Знаменская церковь. Фото П. Паламарчук, 1978 год
Здоровье телесное
Несмотря на трудную судьбу, «Тимирязевке» церковь все-таки не отошла, а затем академия и вовсе покинула усадьбу. Вместо рабочего факультета там расположился туберкулезный диспансер, который затем переделали в кумысолечебницу. Считалось, что кумыс помогает при туберкулезе.
В народе кумыс применяли от чахотки еще с незапамятных времен, а в середине XIX века дипломированный врач Нестор Постников открыл кумысолечебницу в Самаре, слава о которой прокатилась по всей России. Цены в лечебнице были доступными, и она избавляла больных от необходимости выезжать за кумысом к кочевникам и жить с ними какое-то время.
Доктор до революции не дожил, а с началом Первой мировой войны спрос на кумыс упал. Однако пришедшие к власти большевики решили восстановить лечебные учреждения. Кумысолечение в СССР встало на более научные рельсы, было включено в курортные программы, и один из подобных санаториев как раз оказался в Грачевке. При этом усадебные пруды там осушили, а парк вырубили. Пострадало и кольцо из акаций — вместо них церковь получила ограду, храм обезглавили и отдали под фабрику для слепых.
С началом Великой Отечественной войны линия фронта проходила недалеко от Ховрина, и клиника стала военным госпиталем. Там в том числе лечились солдаты из знаменитой 316-й Панфиловской дивизии. В приусадебном парке находится братская могила павших защитников Москвы и два памятника — всем оборонявшим город и отдельно бойцам из Панфиловской дивизии.
После войны здесь оказалась Московская областная физиотерапевтическая больница. Ее много раз переименовывали, сейчас она называется Клинический центр восстановительной медицины и реабилитации.