Я мозаику сложу…

Я мозаику сложу…, фото

Вестибюль станции метро «Марьина Роща»

Более двадцати лет отделяют друг от друга даты строительства станций метро в Марьиной Роще. Разные архитекторы, разные темы… Тем не менее их объединяет мозаичное украшение подземного пространства.

«Савёловская»

Серпуховско-Тимирязевская линия
Дата открытия:
31 декабря 1988 года
Проектное название:
«Савёловский вокзал»
Архитекторы:
Н. И. Шумаков, Н. В. Шурыгина
Художники:
Н. И. Андронов, Ю. Л. Родин, В. Л. Родин, Ю. А. Шишков
Пилонная, трёхсводчатая, глубокого, 52 м, заложения

Илья Ильф и Евгений Петров считали Савёловский тишайшим из московских вокзалов: «Самое незначительное число людей прибывает в Москву через Савёловский. Это башмачники из Талдома, жители города Дмитрова, работники Яхромской мануфактуры или унылый дачник, живущий зимой и летом на станции Хлебниково. Ехать здесь в Москву недолго. Самое большее расстояние по этой линии — сто тридцать верст».

Настроение, окрашенное ностальгией и тонким лиризмом, создаёт мозаичная серия «История железнодорожного транспорта», выполненная на станции «Савёловская» творческим коллективом под руководством мастера «сурового стиля», художника Николая Ивановича Андронова.

Станция открылась на Бутырской улице у площади Савёловского вокзала. Отсюда её название и тема, развивающаяся в восьми смальтовых панно на путевых стенах. Истории общественного транспорта аккомпанируют изображения старинного паровоза, парохода, жеребёнка, конки, запряжённой пятёркой лошадей, ожидающего отправления пригородного электропоезда, локомотива, проезжающего через лес, пересекающего реку по мосту, и, наконец, разбегающихся рельсов. Свод центрального нефа подземной станции, решённой архитектором Николаем Шумаковым весьма лаконично и неброско, поддерживают мощные пилоны, облицованные светлым мрамором. Прорези, рассекающие каменную толщу, декорированы слоями серого крупнозернистого гранита. Пол также выложен серым гранитом. Наземных павильонов станция не имеет. Вход в метро осуществляется через подземные переходы прямо с вокзальной площади.

Я мозаику сложу…  фото

«Марьина Роща»

Люблинско-Дмитровская линия
Дата открытия: 19 июня 2010 года
Архитекторы: А. Л. Куренбаев, А. М. Шутов
Художники: С. В. Горяев
Пилонная, трёхсводчатая, глубокого, 60 м, заложения

Ансамбль мозаичных панно стал украшением ещё одной станции метро в районе Марьиной Рощи. Пасторальную сюиту из композиций на путевых и торцевых стенах платформы «Марьина Роща» реализовывал народный художник России, академик Академии художеств Сергей Витальевич Горяев.

Благодаря десятку римских мозаик в ажурном обрамлении кованого металла в подземном пространстве оживает старинный ландшафт Марьиной Рощи. Здесь и Останкинский дворец, к строительству которого была причастна целая команда знаменитых зодчих, и московская святыня, заложенный сокольничим Ивана Грозного Трифоном Патрикеевым одноглавый храм Трифона в Напрудном, датируемый XV–XVI вв., пейзажи усадьбы и парка. Решение же интерьера станции прокомментировал сам автор проекта, архитектор Амантай Куренбаев: «Используя для облицовки традиционный мрамор, мы сыграли на контрасте его цветов. Если основная плоскость пилона облицована розовым камнем с зелёными вкраплениями, то вертикальные трапециевидные вставки — из ярко-зелёного мрамора. С цветом пилонов изящно гармонирует цвет гранитного пола — бежевый, коричневый и темно-зелёный».

Южный вход на станцию «Марьина Роща» расположен неподалёку от Шереметьевской улицы. В своё время эти земли являлись владением графского рода. Николай Петрович Шереметев, устроив свою летнюю резиденцию в Останкине, ожидал к себе императора Павла I и готовил для высочайшего гостя сюрприз. Согласно легенде, посреди густой Марьиной рощи взору подъезжающего Павла внезапно открылась роскошная панорама дворца перед широким зеркалом пруда. А просто сиятельный граф велел надпилить стволы и поставил под каждым человека, который по условному сигналу должен был свалить дерево. Вырубленная аллея и есть нынешняя Шереметьевская улица.

Читайте также

Фильтр