Мало кто знает, что почти все основные художественные вузы Москвы вышли из «Школы рисовальной в отношении к искусствам и ремёслам». В здании на Волоколамском шоссе на Соколе Строгановка живёт с 1957 года. Но история у этого учебного заведения куда более длинная.
Парадоксы истории
На официальном сайте ФГБОУ ВО «Московская государственная художественно-промышленная академия» парадоксальным образом соседствуют дата создания — 1825 год — и учредитель, Минобрнауки РФ. Вероятно, это соответствует каким-то бюрократическим правилам, но, при всём уважении, именуется это учебное заведение всё-таки не иначе как Строгановкой.
Хотя в самом начале в специальном обозначении имени никакой нужды не было: все и так знали, что Школа рисовальная в отношении к искусствам и ремёслам — детище графа Сергея Строганова.
Цесаревич Николай Александрович (1843-1865). Литография, 1861-1864 годы
Такой разный Строганов
Если должности и регалии барона, а затем графа Сергея Григорьевича Строганова расписать в две колонки, может сложиться впечатление, что речь о двух совершенно разных людях.
С одной стороны: в 1812 году 17-летний воспитанник Института корпуса инженеров путей сообщения идёт в действующую армию. Идёт в звании прапорщика, а из взятого Парижа возвращается в 1814-м уже капитаном и с орденами. Дальше — гвардия, служба флигель-адъютантом Александра I. Во время русско-турецкой войны 1828-1829 годов Строганов уже генерал-майор. Военный губернатор в Риге и Минске. Сенатор, член Государственного совета, генерал-губернатор Москвы.
С другой стороны: учредитель первой в России художественной школы прикладной направленности. Почётный член Академии наук. Попечитель Московского учебного округа (двенадцать лет его попечительства будут считать одним из самых успешных в XIX веке периодов развития Московского университета). Председатель Московского общества испытателей природы и Московского общества истории и древностей российских (на тему археологии и архитектуры у него будут и собственные публикации). Содействует созданию Императорской археологической комиссии и сам организует раскопки. Наконец, главный руководитель воспитания наследника цесаревича Николая Александровича (сына Александра II, которому так и не довелось вступить на трон).
Всё это между тем — один и тот же человек.
Школа для всех
Школа для подготовки мастеров декоративно-прикладного искусства изначально задумывалась Строгановым как заведение всесословное (принимали и крепостных) и бесплатное. Критерием поступления были только способности кандидата. Число учащихся составляло на первом этапе 360 человек, а учёба велась по трём направлениям: «рисование машин» (сегодня мы бы сказали «промышленный дизайн»), «рисование фигур и животных» и «рисование цветов и украшений». Но уже скоро к этому добавились классы набивного рисунка (подготовка специалистов для текстильной промышленности) и «лепления из глины украшений и фигур» (иными словами, скульптура).
Строганов содержал свою «рисовальную школу» почти два десятилетия. В 1843 году он передал её городу Москве, а с 1860 года она стала именоваться «Строгановское училище технического рисования».
Подчинялось училище с этого времени Министерству финансов, а непосредственно ведал им министерский Департамент мануфактур и внутренней торговли. При училище появилось женское рисовальное отделение (петербуржской Академии художеств до таких вольностей было ещё далеко), а также воскресные рисовальные классы — бесплатные и открытые лицам всех сословий и возрастов. Расширялась и территория — учебные классы стали располагаться на Рождественке (где и ныне пребывает Архитектурный институт, а исторически находились палаты Артемия Волынского), затем также в специально выстроенном здании на Мясницкой.
Уже с 1860-х годов в училище стал складываться собственный музей. Прежде всего — в соответствии с эпохой — тут заботились о сохранении художественного и архитектурного наследия Древней Руси. Учащиеся школы снимали копии и делали слепки с декора храмов Владимиро-Суздальской Руси. В дальнейшем Художественно-промышленный музей при училище пополнялся античными, западноевропейскими, восточными образцами. В советское время фонды музея будут разрознены и частично распределены по другим музеям, однако существует музей при Строгановке и сейчас.
Новое время — новое здание
После революции настала реорганизация. Имя Строганова, понятно, забыли. Замелькали названия: Государственные свободные художественные мастерские, ВХУТЕМАС, ВХУТЕИН… В 1930 году ВХУТЕИН разделили на несколько самостоятельных институтов — архитектурный (ныне МАРХИ), художественный (сейчас — имени Сурикова), полиграфический и текстильный. В 1945 году, пятнадцать лет спустя, Московское высшее художественно-промышленное училище всё-таки воссоздали как отдельное. Официально — «бывшее Строгановское». И просто «Строгановка» для всех, кто знал, о чём речь.
Потребность в учебном пространстве, с учётом специфики вуза, была велика. Нынешнее здание на Соколе, в начале Волоколамского шоссе, было выстроено в середине 1950-х годов, ещё «с излишествами». Пять скульптурных фигур на фронтоне были призваны символизировать разные виды искусств и ремёсел. Да и вообще, декора оказалось много. По свидетельству Льва Холмянского, одного из преподавателей того времени, оставившего воспоминания о Строгановке, капители, карнизы и базы колонн лепили студенты скульптурного отделения. А среди фигур в интерколумниях фасада есть студенческие дипломные работы.
Проект здания готовился в мастерской Ивана Жолтовского (он, кстати, тоже преподавал в Строгановке в начале ХХ века). Самому маститому архитектору было в то время под 90, так что он выступал, скорее, консультантом проекта, который связывают прежде всего с именами Георгия Лебедева и Леонида Каирова.
Иван Владиславович Жолтовский (1867-1959), академик архитектуры; Борис Константинович Орлов (1941 г. р.), современный художник, скульптор; Виталий Анатольевич Комар (1943 г. р.), советский и американский художник
Впрочем, за внушительным видом строения скрыт и ряд недостатков — например, потеря полезной площади за счёт многочисленных лестниц и холлов. Но всё же места для занятий теперь было значительно больше, так что институт даже поспешил заселиться сюда ещё до включения отопления из опасений, что здание отберёт какое-либо другое влиятельное ведомство.
Прикладное образование не помешало многим ныне известным выпускникам Строгановки перейти в сферу станковой живописи, графики и скульптуры. Например, Игорь Обросов, Илларион Голицын, Михаил Верхоланцев: изначально все они — «мебельщики».
Важный вопрос, удавалось ли училищу уходить от обычного для художественных вузов того времени идеологического давления. Понятно, все необходимые кафедры марксизма-ленинизма, как в любом другом советском вузе, здесь присутствовали. Однако прикладной, вроде бы, характер преподавания несколько — хотя далеко не полностью — сглаживал ситуацию. Училищу даже удалось приютить в своих стенах нескольких преподавателей, изгнанных из Суриковского института. Были среди педагогов и успевшие потрудиться у Фаберже, и участвовавшие в постановках Мейерхольда…
А среди известных выпускников Строгановки немало тех, кто оказался в рядах нонконформистов: Борис Орлов, Леонид Соков, Франциско Инфантэ, Виталий Комар и Александр Меламид, Юрий Ларин, Вадим Сидур с коллегами по группе «ЛеСС» Владимиром Лемпортом и Николаем Силисом, Дмитрий Пригов…
В общем, Строгановке не так далеко до двухсотлетия. Пусть живёт и здравствует!