Небесные стражи России: начало

Небесные стражи России: начало, фото

Российские авиаторы

Историки пока не пришли к единому мнению относительно происхождения названия района Сокол. Символично, что судьба этой местности долгие десятилетия неразрывно связана с воздухом и его покорением. Отсюда взлетали, сюда же навечно приземлялись. Гуляя по парку Героев Первой Мировой, в западной его части можно увидеть скромный монумент, посвящённый дерзким, смелым и сильным, — памятник российским авиаторам. Раньше здесь находилась Аллея Лётчиков Братского воинского кладбища, на которой до 1920‑х годов хоронили разбившихся испытателей и боевых пилотов.

Люди с большой вероятностью запоминают дату какого-то события, если оно произошло в день их рождения. У меня это 1 августа, поэтому я с детства хорошо помню день вступления России в войну. Сначала её окрестили Второй отечественной: уже с её началом в 1914 году народ понял, что масштаб этого трагичного действа действительно огромен. Некоторые говорили по-другому— Великая Европейская война, подразумевая ещё более широкий охват. Всё оказалось хуже: она поглотила 38 государств на двух континентах и уничтожила четыре империи, поэтому с годами за ней закрепилось наименование Первой мировой.

Эра пионеров

Как и во всех войнах, в этой было много битв, крови, сломанных судеб и несчастья. Но кроме всепоглощающей смерти, начиналась и великая жизнь. Авиация в современном понимании зародилась незадолго до Первой мировой и успела пройти свой первый период — Эру пионеров. Уже тогда воздушные суда стали строить с оглядкой на возможное применение в боевых целях. А война обеспечила этому направлению инженерной мысли почти неограниченные горизонты для творчества. Теоретические наработки и практические решения военного времени позволили авиации сделать мощный рывок вперёд. Печально, но вполне возможно, что в условиях мира и спокойствия на покорение неба ушло бы гораздо больше времени.

Впервые в истории человечества полем боя стали небеса. Страны Тройственного союза обладали первоклассным парком воздушных судов. Не менее грозным стал ответ Антанты, в которую входила и Россия. На момент вступления в войну страна была мировым лидером по количеству лётной техники. Императорский военно-воздушный флот состоял из 263 аэропланов и 14 дирижаблей. Увы, управлять аппаратами умели немногие обученных лётчиков было вдвое меньше, чем самолётов. А сами машины сначала вовсе не имели вооружения и использовались лишь для разведки и корректировки артиллерийских ударов. Пилоты могли вести огонь с воздуха только из личного оружия, в основном маузеров и наганов. Но прогресс неумолимо наступал, и авиация становилась всё более смертоносной. Сначала с борта стали сбрасывать бутылки с зажигательной смесью, потом гранаты и шашки динамита, а затем в ход пошли бомбы и стрелковое оружие.

Вооружены и опасны

Какая техника состояла на вооружении Императорского военно-воздушного флота? Изначально французская. Некоторые авиаотряды учились летать на машинах компании Farman («Фарман»), а большинство вылетов совершалось на самолётах фирмы Nieuport («Ньюпор»). Авиационный завод Щетинина в Петербурге также собирал «Ньюпоры» по французским чертежам. К сожалению, эти чертежи были неправильными, и на войну отправлялись суда, обречённые на крушение. Одним из первых по-настоящему отечественных самолётов на страже интересов империи стал С-22 «Илья Муромец» конструкции Игоря Сикорского. Огромный по тем временам биплан с четырьмя двигателями был самым, что называется, крутым в мире: наибольшая грузоподъёмность, максимальная вместимость, самая большая продолжительность и высота полёта. И он же стал первым в истории серийным многомоторным бомбардировщиком.

Многие лётчики на момент начала войны не были дилетантами. Некоторым довелось проявить недюжинный талант по несколько раз. Например, Пётр Нестеров ещё до войны стал основоположником высшего пилотажа. А в самом начале боевых действий он совершил первый в истории воздушный таран. Экипажи обоих судов погибли, но в дальнейшем такая тактика получила широкое распространение. Она уже основывалась на серьёзной теоретической базе, позволявшей математически рассчитать и провести успешный удар в воздухе. Второй таран через полгода осуществил российский боец Александр Козаков, которому удалось сбить вражеский аппарат и вернуться на базу.

Истребители появились чуть позже, первые их отряды были сформированы ближе к середине войны. Одним из главных российских судов такого типа стал истребитель С-16. К этому моменту конструкторы (главным образом Григорович и Сикорский) уже имели ряд наработок в области ведения огнестрельного боя. Так, на лёгкие и манёвренные аппараты стали ставить первые пулемёты: английские «Виккерсы» и «Льюисы», а также американские «Кольты». Для бортового орудия лейтенант Георгий Лавров разработал синхронизатор, позволявший вести огонь через диск винта. Спусковой механизм сообщался с двигателем самолёта, и пули пролетали между лопастями, не нанося им повреждений. Изобретение имело массу недостатков, конструкция была ненадёжной и часто выходила из строя, но этот первый шаг, как и положено, дал резкий старт разработкам. Всё быстрее симбиоз авиационного и оружейного искусства шёл по пути совершенствования.

Все категории лётной техники продолжали использоваться в императорском военно-воздушном флоте до самого конца войны. Помимо бомбардировщиков и истребителей, службу несли самолёты-разведчики, летающие лодки, а позже — гидропланы. Члены экипажей машин самого разного назначения оставили после себя подробные дневники и сборники воспоминаний. И даже простые боевые донесения сейчас, через сто с лишним лет, читаются наподобие приключенческого романа. Чего стоят описания воздушных боёв, составленные после успешного исхода: на большой высоте, находясь под обстрелом противника, люди вели себя хладнокровно и принимали взвешенные тактические решения. И это происходило в эпоху, когда человек только что поднялся в воздух и не был знаком со многими закономерностями авиации. Бойцы выживали, падая на землю в горящих обломках, их захватывали в плен, пытали, некоторых освободившихся судили на родине по подозрению в измене. Приходилось выживать снова.

Небесные стражи России: начало  фото

Кто такие асы

Военных пилотов высшего класса называли асами. В то время таким специалистом становился лётчик, достоверно сбивший 5 вражеских самолётов. В русской армии этих профессионалов было больше двадцати. О своих коллегах рассказывал главный ас, капитан авиации Евграф Крутень: «До тех пор, пока лётчик не собьёт 5 аппаратов противника, на него не обращают особого внимания. Но как только он преодолел заветный рубеж, его с полным основанием называют асом: его исключают из общего порядка и предоставляют возможность летать в одиночку когда и где угодно. С этого момента вся его работа основывается на собственной смекалке и инициативе».

Сам Крутень был не только самым результативным российским асом, но и блестящим тактиком, теоретиком, публицистом и писателем. Погиб за год до окончания войны в возрасте 26 лет.

«Российские императорские орлы» стали отцами и наставниками «красных соколов» Советского Союза. Как во все времена, многие отважные бойцы погибали молодыми. Некоторым везло, и их удавалось похоронить. Кого провожали с почестями, кого — на последний грош, но неизменно с уважением и любовью. Кто-то нашёл пристанище на родине, кто-то в других городах и странах и даже на других континентах. Но право жить в памяти одинаково неоспоримо у всех. С течением лет народное признание рассеялось и стало обращаться не к конкретным людям, а ко всему летучему воинству. Гуляя по парку Героев Первой Мировой, можно увидеть скромный монумент, невысокую гранитную стелу, увенчанную скульптурой: пропеллером самолёта с птичьими крыльями. И даже спустя сотню лет к подножию памятника приносят цветы.

Читайте также

Фильтр